Дата публикации: 23.05.2024

Проявления латентного цифрового экстремизма в молодежной среде

Аннотация

В статье рассматриваются психологические аспекты обеспечения безопасности несовершеннолетних от вовлечения их в экстремистскую деятельность в условиях современного мира. Системно и комплексно рассматриваются обусловленные возрастом психологические особенности личности несовершеннолетних, а также условия, в которых формируются их жизненные ценности, установки и мировоззрение в целом. Центральной обсуждаемой в работе проблемой является латентный экстремизм, формирующийся и распространяющийся посредством современных технологий коммуникации. Основным проводником распространения идей экстремизма для молодежи в целом и несовершеннолетних в частности является Интернет с его возможностями обмена информацией и оказания опосредованного воздействия на психику. Отмечается роль латентного экстремизма в формировании протоэкстремистской среды, являющейся предшествующим этапом образования полноценной преступной среды экстремистского толка.




Процессы глобализации неизбежно порождают противоречия и конфликты между разными странами, обществами, группами и индивидами, выражение которых нередко имеет деструктивный характер (конфликты на почве религиозной, этнической, расовой, идеологической или иной принадлежности). Как отмечает О.А. Коврижных, «столкновение цивилизаций в современном мире неизбежно, так как одной из причин этого является противостояние этнокультурных стереотипов», которые могут выражаться как открыто, так и скрыто, латентно. К последним автор относит такие явления современного мира, как ведение информационных войн и манипулирование общественным сознанием. Крайняя степень проявления имеющихся в обществе конфликтов и противоречий определяется как экстремизм. В Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму от 9 июня 2017 г. зафиксировано, что экстремизм — «идеология и практика, направленные на разрешение политических, социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов путем насильственных и иных антиконституционных действий». Если «практика» экстремизма выражается в явных действиях (высказываниях, подготовке и реализации планируемых мероприятий экстремистской направленности и т.д.), которые можно условно объективно зафиксировать, то выявление экстремистской идеологии и приверженности к ней определить достаточно сложно, так как не каждый носитель может явно ее проявлять. В этой связи актуальной является проблема изучения такого аспекта феномена экстремизма, который получил название «латентный экстремизм».

Понимание того, чем является латентный экстремизм, каковы причины его формирования и каковы его признаки, позволит своевременно предупредить переход экстремизма из латентной формы в форму открытую, «действующую», т.е. выражающуюся в конкретном преступлении экстремистского характера, что крайне необходимо для организации эффективной системы профилактики подобных преступлений. Кроме того, в вопросе профилактики значимую роль играет статистика, от достоверности и полноты которой зависит верность прогноза и адекватность предпринимаемых на его основе действий. Латентность преступности в целом и латентного экстремизма в частности не позволяет сформировать представление о подлинных масштабах и географии преступности и ее особенностях.

Необходимо отметить, что понятие латентного экстремизма отличается от понятия латентной преступности, которая определяется как незарегистрированная часть фактически совершенного преступления. Латентный экстремизм, по нашему мнению, представляет собой потенциальную возможность человека полноценно принять экстремистскую идеологию и осуществить экстремистское преступление, а не совершенное, но не зарегистрированное преступление. Иными словами, латентный экстремизм — это в первую очередь уровень идей и убеждений. Это еще не полностью сформированное мировоззрение преступника-экстремиста, но уже позволяющее включить носителя подобных убеждений в «зону риска» как склонного к экстремистской деятельности. Латентный экстремизм, как отмечает Н.Н. Гусев, является предшествующим этапом открытого его проявления.

Список литературы

1. Акутаев Р.М. К проблеме противодействия латентной преступности / Р.М. Акутаев, А.Н. Абдулмажаров // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2022. Т. 44. № 4. С. 114–118.
2. Бакшутова Е.В. Категориальный анализ кризисности групповой самоидентификации (сепаратизм) в сетевых сообществах / Е.В. Бакшутова // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60–3. С. 407–411.
3. Вехов И.В. Экстремизм в современной России: механизм воспроизводства и меры социального контроля : диссертация кандидата социологических наук / И.В. Вехов. Санкт-Петербург, 2011. 243 с.
4. Гусев Н.Н. Проблемы социальной профилактики латентного экстремизма в Крымском федеральном округе / Н.Н. Гусев // Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики : материалы Всероссийской научно-практическ
5. Демидова-Петрова Е.В. Криминализация несовершеннолетних и меры ее предупреждения в условиях глобализации / Е.В. Демидова-Петрова // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 4 (44). С. 134–137.
6. Камкин А.К. Праворадикальные настроения в бундесвере сегодня: причины и последствия / А.К. Камкин // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2021. № 6. С. 174–182.
7. Коврижных О.А. Этнокультурные стереотипы и их проявление в различных формах политического насилия / О.А. Коврижных // Манускрипт. 2016. № 2 (64). С. 77–80.
8. Колесников Р.В. Детерминанты преступлений экстремистской направленности / Р.В. Колесников, И.А. Кравцов // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2022. № 1 (60). С. 35–39.
9. Лисина О.В. Проблемы противодействия молодежному киберэкстремизму в условиях интернет-социализации: вопрос нравственного здоровья подрастающего поколения / О.В. Лисина // Теория и практика общественного развития. 2017. № 1. С. 46–49.
10. Мурюкина Е.В. Медиаобразовательный анализ террористических сайтов для молодежи / Е.В. Мурюкина // Медиаобразование. 2017. № 1. С. 198–212.
11. Одинцова М.А. Исследование латентного экстремизма в образовательной среде колледжей / М.А. Одинцова, М.В. Тищенко // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 4 (122). С. 141–149.
12. Ремезов М. Русский национализм как идеология модернизации / М. Ремезов // Логос. 2007. № 1 (58). С. 195–202.
13. Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма / составитель А.А. Смирнов. Москва : РУДН, 2019. 196 с.
14. Фетискин Н.П. Детско-молодежная девиантология : учебное пособие / Н.П. Фетискин, Т.И. Миронова, С.В. Шепелева. Кострома : КГУ, 2016. 379 с.
15. Шалюгина Е.С. К вопросу о латентной (скрытой) преступности / Е.С. Шалюгина // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 2 (13). С. 329–331.
16. Шепелева С.В. Социально-психологические проявления латентного экстремизма в молодежной среде / С.В. Шепелева, Т.И. Миронова // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст : материалы I Международной научно-практи

Остальные статьи