Дата публикации: 23.05.2024

Опознание эмоций по мимике в свидетельских показаниях несовершеннолетних

Аннотация

Опознание эмоций по мимике в свидетельских показаниях несовершеннолетнего, несмотря на кажущуюся «легкость» соответствующего процесса, неразрывно связано с пониманием не только множества достаточно сложных физиологических и психологических процессов, но и со способностью воспринимать, анализировать и интерпретировать их эмоциональное отражение в мимических проявлениях опрашиваемого лица. Целью исследования является определение значимости (роли) опознания эмоций по мимике в свидетельских показаниях несовершеннолетних, выявление факторов, влияющих на анализируемый процесс, и специфики опознания эмоций по мимике в свидетельских показаниях несовершеннолетних. В результате исследования сформулирован ряд выводов. Мимика несовершеннолетнего, дающего свидетельские показания, способна дать много полезной информации лицу, способному ее воспринимать и интерпретировать. Внимательное восприятие и анализ эмоций несовершеннолетнего с учетом выявленных в исследовании особенностей опознания эмоций по мимике позволит значительно повысить процесс распознавания эмоций по мимике в свидетельских показаниях несовершеннолетних.




Умение опознавать эмоции — это фундаментальный механизм социопознания в человеческой жизни. Правильная идентификация эмоций на лице играет фундаментальную роль в эволюции социального вида в целом. Способность распознавать выражение эмоций по мимике позволяет людям интерпретировать чувства других, что составляет фундаментальный когнитивный механизм социальной жизни человека.

Опознание эмоций по мимике в свидетельских показаниях несовершеннолетнего, несмотря на кажущуюся «легкость» соответствующего процесса, неразрывно связано с пониманием и истолкованием не только множества достаточно сложных физиологических и психологических процессов (в их внешнем проявлении), но и со способностью воспринимать, анализировать и интерпретировать их эмоциональное отражение в мимических проявлениях опрашиваемого лица.

Определение предмета исследования невозможно без понимания тех областей науки, применение которых необходимо для его анализа и изучения. В этой связи следует отметить, что опознание эмоций любого лица (независимо от специфики субъекта) предполагает применение знаний и практических навыков в области кинесики, физиогномики, психологии, паралингвистики, психолингвистики, теории информации, теории коммуникации, физиологии, а конкретизация субъекта опосредованно предполагает и специализацию применяемых знаний и навыков.

Актуальность исследования процесса и специфики опознания эмоций по мимике в свидетельских показаниях несовершеннолетних не вызывает сомнений в силу следующих факторов.

Под коммуникацией традиционно принято понимать сообщение информации одним субъектом другому либо ряду субъектов, причем сообщение это осуществляется как вербально, так и невербально. Эмоциональный обмен уже на протяжении нескольких десятилетий также включается исследователями в процесс общения, и споры в этом вопросе в научном сообществе отсутствуют.

Список литературы

1. Павлов И.П. Рефлекс свободы / И.П. Павлов. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 424 с.
2. Menezes, C.B. Gender and the capacity to identify facial emotional expressions / C.B. Menezes, J.C. Hertzberg, F.E. Neves [et al.] // Estudos de Psicologia (Natal). 2017. Vol. 22. Iss. 1. P. 1–9. DOI: 10.5935/1678-4669.20170001
3. Harrison, N.A. From facial mimicry to emotional empathy: a role for norepinephrine? / N.A. Harrison, R. Morgan, H.D. Critchley // Social Neuroscience. 2010. Vol. 5. Iss. 4. P. 393–400. DOI: 10.1080/17470911003656330.
4. Fölster, M. Facial age affects emotional expression decoding / M. Fölster, U. Hess, K. Werheid // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5. Art. 30. P. 1–13. DOI: 10.3389/fpsyg.2014.00030
5. Fischer, H., Nyberg L., Bäckman L. (2010) Age-related differences in brain regions supporting successful encoding of emotional faces // Fischer H., Nyberg L., Bäckman L. // Cortex. 2009. Vol. 46. Iss. 4. P. 490–497. DOI: 10.1016/j.cortex.2009.05.011
6. Ardizzi, M. When Age Matters: Differences in Facial Mimicry and Autonomic Responses to Peers' Emotions in Teenagers and Adults / M. Ardizzi, M. Sestito, F. Martini [et al.] // PLOS ONE. 2014. Vol. 9. Iss. 10. Art. e110763
7. Хлыстова В.Г. К вопросу о коммуникативной значимости кинесики / В.Г. Хлыстова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 4–2. С. 44–47.
8. Сметана В.В. Социальная коммуникация: социально-философский анализ коммуникативных отношений и коммуникативного дискурса : автореферат диссертации кандидата философских наук / В.В. Сметана. Ростов-на-Дону, 2004. 31 с.
9. Петрова Ю.А. Репрезентация ценностей молодежной субкультуры в ценностно-смысловом пространстве языка : диссертация кандидата философских наук / Ю.А. Петрова. Ростов-на-Дону, 2012. 189 с.
10. Бехтерев В.М. Биологическое развитие мимики с объективно-психологической точки зрения / В.М. Бехтерев. Санкт-Петербург : Товарищество художественной печати, 1910. 3–38 с.
11. Кузьмищева М.А. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста : диссертация кандидата психологических наук / М.А. Кузьмищева. Москва, 2002. 207 с.
12. Колшанский Г.В. Функция паралингвистических средств в языковой коммуникации / Г.В. Колшанский // Вопросы языкознания. 1973. № 1. С. 16–25.
13. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка / Г.В. Колшанский ; ответственный редактор Т.В. Булыгина. Москва : Издательство ЛКИ, 2007. 176 с.
14. Кершбаум Х. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности / Х. Кершбаум, Е.И. Чугунова // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2014. № 3. С. 103–105.
15. Данилова H.H. Физиология высшей нервной деятельности : учебник для студентов психологических факультетов, аспирантов, преподавателей, специалистов-психологов / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. 478 с.
16. Гранская Ю.В. Распознавание эмоций по выражению лица : диссертация кандидата психологических наук / Ю.В. Гранская. Санкт-Петербург, 1998. 175 с.
17. Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность / В.М. Бехтерев ; под редакцией А.В. Гервера. Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1928. 327 с.

Остальные статьи