Сравнительное исследование правового регулирования судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних в России и странах СНГ
Аннотация
Проанализированы правовые основания производства судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних лиц в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан. Выявлена функционально-целевая и предметно-содержательная специфика судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних. Исследованы основы и особенности производства судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних лиц в Республике Казахстан и Республике Беларусь. В исследовании применялись общенаучные и специальные методы познания: диалектический метод познания правовой действительности, наряду с ним использовался структурный и логический метод (раскрыта роль психолога и педагога при проведении судебно-психологической экспертизы).
Тип | Статья |
Издание | Юридическая психология № 02/2024 |
Страницы | 15-19 |
DOI | 10.18572/2071-1204-2024-2-15-19 |
В последнее время в ходе расследования преступлений с участием несовершеннолетних особое значение приобретают вопросы использования специальных психологических знаний, основной формой которых выступает судебно-психологическая экспертиза. Теоретико-практическое назначение и проведение судебно-психологической экспертизы с участием несовершеннолетних носят кросс-дисциплинарный характер, основываясь на методологических положениях уголовного процесса, криминалистики, юридической психологии, уголовного права и криминологии. Вопросам судебно-психологических экспертиз и их роли в доказывании по уголовным делам посвящены работы таких ученых, как Е.В. Васкэ, В.Ф. Енгалычева, М.М. Коченова, О.Д. Ситковской, Ф.С. Сафуанова, Д.А. Сорокотягиной, И. Н. Сорокотягина, С.С. Шипшина и др. Изучению особенностей экспертно-психологического исследования малолетних участников процесса посвящены труды таких авторов, как Я.В. Комиссарова, Н.А. Курмаева, М.В. Морозова, О.Ю. Скичко, М.А. Хахук, Е.Н. Холопова и др.
Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних (далее — СПЭН) — это вид экспертизы, который проводится в случаях, когда необходимо определить психологические особенности несовершеннолетних лиц, участвующих в уголовном или гражданском процессе. Психологическое и физиологическое развитие несовершеннолетних связано с особенностями возраста и формированием психики. Подростковый возраст — это сложный симптомокомплекс, включающий несформированность личности и развитие различных поведенческих отклонений. Подростки в этот период склонны к различным видам девиантного и делинквентного поведения (употребление спиртных напитков, наркотиков, психоактивных веществ, бродяжничество, совершение преступлений против личности и собственности). Отдельного внимания заслуживают несовершеннолетние потерпевшие, в особенности от сексуальных посягательств. В этом возрастном периоде у подростков психические и эмоциональные процессы находятся в стадии формирования: незавершенность развития нервной системы, гормональные перестройки, повышенная эмоциональность, импульсивность, неустойчивость настроения, склонность к риску и экспериментам, недостаточность самоконтроля и саморегуляции, которые необходимо учитывать при определении мотивов совершенного поступка, оценке личности подозреваемых и обвиняемых. Несовершеннолетние в этом возрасте зависимы от взрослых, у них нет определенного жизненного опыта, на основе психологической и физической травмы формируется негативное внутреннее состояние и неспособность правильно воспринимать криминогенную ситуацию.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации международные нормы (Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Пекинские правила (1985 г.), Эр-Риядские руководящие принципы (1990 г.)) являются составной частью ее правовой системы в отношении несовершеннолетних. Законодательство РФ стремится обеспечить особый правовой статус несовершеннолетних, учитывая их возрастные и психологические особенности, а также потребность в социальной адаптации и реабилитации. Уголовный Кодекс РФ содержит различные условия уголовной ответственности для несовершеннолетних и взрослых, а также предусматривает специальные меры принуждения и наказания для несовершеннолетних преступников. Эти меры направлены на коррекцию поведения несовершеннолетних, предупреждение повторных преступлений. Законодательство также гарантирует права несовершеннолетних в ходе уголовного судопроизводства, исключая применение к ним излишне жестких или унизительных мер.
Действующий УПК РФ предусматривает, что судебная экспертиза, в том числе психологическая, проводится в случае необходимости проведения исследования для использования специальных знаний в уголовном процессе. По результатам экспертизы составляется заключение эксперта, которое является одним из видов доказательств (ст. 80 УПК РФ).
Для правильного назначения судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних необходимо учитывать положения Уголовного кодекса РФ. В соответствии со ст. 87 УК РФ «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет». Несовершеннолетними потерпевшими и свидетелями могут быть лица в возрасте от рождения до 18 лет. Законодатель РФ предусматривает, согласно ст. 5 УПК РФ, присутствие педагога и по ст. 191 УПК РФ психолога при проведении следственных действий с несовершеннолетними.