Дата публикации: 23.05.2024

Сравнительное исследование правового регулирования судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних в России и странах СНГ

Аннотация

Проанализированы правовые основания производства судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних лиц в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан. Выявлена функционально-целевая и предметно-содержательная специфика судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних. Исследованы основы и особенности производства судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних лиц в Республике Казахстан и Республике Беларусь. В исследовании применялись общенаучные и специальные методы познания: диалектический метод познания правовой действительности, наряду с ним использовался структурный и логический метод (раскрыта роль психолога и педагога при проведении судебно-психологической экспертизы).




В последнее время в ходе расследования преступлений с участием несовершеннолетних особое значение приобретают вопросы использования специальных психологических знаний, основной формой которых выступает судебно-психологическая экспертиза. Теоретико-практическое назначение и проведение судебно-психологической экспертизы с участием несовершеннолетних носят кросс-дисциплинарный характер, основываясь на методологических положениях уголовного процесса, криминалистики, юридической психологии, уголовного права и криминологии. Вопросам судебно-психологических экспертиз и их роли в доказывании по уголовным делам посвящены работы таких ученых, как Е.В. Васкэ, В.Ф. Енгалычева, М.М. Коченова, О.Д. Ситковской, Ф.С. Сафуанова, Д.А. Сорокотягиной, И. Н. Сорокотягина, С.С. Шипшина  и др. Изучению особенностей экспертно-психологического исследования малолетних участников процесса посвящены труды таких авторов, как Я.В. Комиссарова, Н.А. Курмаева, М.В. Морозова, О.Ю. Скичко, М.А. Хахук, Е.Н. Холопова и др.

Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних (далее — СПЭН) — это вид экспертизы, который проводится в случаях, когда необходимо определить психологические особенности несовершеннолетних лиц, участвующих в уголовном или гражданском процессе. Психологическое и физиологическое развитие несовершеннолетних связано с особенностями возраста и формированием психики. Подростковый возраст — это сложный симптомокомплекс, включающий несформированность личности и развитие различных поведенческих отклонений. Подростки в этот период склонны к различным видам девиантного и делинквентного поведения (употребление спиртных напитков, наркотиков, психоактивных веществ, бродяжничество, совершение преступлений против личности и собственности). Отдельного внимания заслуживают несовершеннолетние потерпевшие, в особенности от сексуальных посягательств. В этом возрастном периоде у подростков психические и эмоциональные процессы находятся в стадии формирования: незавершенность развития нервной системы, гормональные перестройки, повышенная эмоциональность, импульсивность, неустойчивость настроения, склонность к риску и экспериментам, недостаточность самоконтроля и саморегуляции, которые необходимо учитывать при определении мотивов совершенного поступка, оценке личности подозреваемых и обвиняемых. Несовершеннолетние в этом возрасте зависимы от взрослых, у них нет определенного жизненного опыта, на основе психологической и физической травмы формируется негативное внутреннее состояние и неспособность правильно воспринимать криминогенную ситуацию.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации международные нормы (Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Пекинские правила (1985 г.), Эр-Риядские руководящие принципы (1990 г.)) являются составной частью ее правовой системы в отношении несовершеннолетних. Законодательство РФ стремится обеспечить особый правовой статус несовершеннолетних, учитывая их возрастные и психологические особенности, а также потребность в социальной адаптации и реабилитации. Уголовный Кодекс РФ содержит различные условия уголовной ответственности для несовершеннолетних и взрослых, а также предусматривает специальные меры принуждения и наказания для несовершеннолетних преступников. Эти меры направлены на коррекцию поведения несовершеннолетних, предупреждение повторных преступлений. Законодательство также гарантирует права несовершеннолетних в ходе уголовного судопроизводства, исключая применение к ним излишне жестких или унизительных мер.

Действующий УПК РФ предусматривает, что судебная экспертиза, в том числе психологическая, проводится в случае необходимости проведения исследования для использования специальных знаний в уголовном процессе. По результатам экспертизы составляется заключение эксперта, которое является одним из видов доказательств (ст. 80 УПК РФ).

Для правильного назначения судебно-психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних необходимо учитывать положения Уголовного кодекса РФ. В соответствии со ст. 87 УК РФ «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет». Несовершеннолетними потерпевшими и свидетелями могут быть лица в возрасте от рождения до 18 лет. Законодатель РФ предусматривает, согласно ст. 5 УПК РФ, присутствие педагога и по ст. 191 УПК РФ психолога при проведении следственных действий с несовершеннолетними.

Список литературы

1. Довгун С.И. Особенности подготовки судебно-психологической экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних / С.И. Довгун // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. Серыя D: Эканоміка, сацыялогія, права. 2017. № 2 (50). С. 7
2. Кудрявцев Д.С. Опыт и перспективы использования полиграфа как метода преодоления противодействия раскрытию и расследованию преступлений в Республике Беларусь / Д.С. Кудрявцев // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические
3. Марковичева Е.В. Концептуальные основы ювенального уголовного судопроизводства : диссертация доктора юридических наук / Е.В. Марковичева. Екатеринбург, 2011. 482 с. EDN: XDRNET.
4. Марковичева Е.В. Проблемы участия педагога и психолога в уголовном процессе / Е.В. Марковичева, Л.Г. Татьянина // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2017. Т. 27. № 2. С. 133–138. EDN: YLFUEZ.
5. Нагаев В.В. Основы судебно-психологической экспертизы : учебное пособие для вузов / В.В. Нагаев. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. 333 с.
6. Плахина А.А. Участие психолога в следственных действиях: пределы компетенции и ответственность / А.А. Плахина // Юридическая психология. 2024. № 1. С. 11–14. DOI: 10.18572/2071-1204-2024-1-11-14. EDN: ZVTJQF.
7. Тетюев С.В. Регламентация использования педагогических и психологических знаний в новом Уголовно-процессуальном кодексе Республики Казахстан / С.В. Тетюев // Российская юстиция. 2017. № 9. С. 70–73. EDN: ZEOUJH.
8. Цевелева И.В. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних / И.В. Цевелева // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. № 15. С. 202–207. EDN: SYTTAT.
9. Шайкова М.В. Использование полиграфа при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в отношении несовершеннолетних / М.В. Шайкова // Юридическая психология. 2020. № 2. С. 31–35. EDN: YJWVSJ.
10. Шайкова М.В. Судебно-психологическая экспертиза как средство доказывания в уголовном судопроизводстве / М.В. Шайкова // Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: 15 лет правоприменения : сборник научных статей, посвященный 15-летию принятия Уго
11. Якубович Г.А. Формы использования специальных психологических знаний по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних / Г.А. Якубович // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. 2010. № 1 (27). С. 103–112. EDN: YYZPBF.

Остальные статьи