Полномочия органов местного самоуправления в сфере противопожарной безопасности: проблемы правоприменительной практики
Аннотация
В статье приводится анализ исполнения органами местного самоуправления полномочий местного значения и наделения их государственными полномочиями в области пожарной безопасности, а также отдельные аспекты привлечения муниципальных должностных лиц к ответственности за неисполнение ими различных государственных полномочий и полномочий местного значения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальное имущество: экономика, право, управление № 02/2024 |
Страницы | 34-37 |
DOI | 10.18572/2500-0349-2024-2-34-37 |
Наделить органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями стало возможным благодаря законодательному закреплению как в Конституции РФ (ч. 2 ст. 132), так и в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 19–21) (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).
В Федеральном законе № 131-ФЗ появилось положение, в соответствии с которым «полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления» (ч. 1 ст. 19). Такие полномочия, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (ч. 3). Во-первых, реализация переданных органам местного самоуправления полномочий обязательна; иное означает неисполнение федерального закона или закона субъекта РФ. Во-вторых, согласно первоначальной редакции Федерального закона № 131-ФЗ передаваемые государственные полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в то время, как, например, городские или сельские поселения достаточно редко наделяются государственными полномочиями в силу императивного законодательного ограничения, разрешающего передавать государственные полномочия лишь строго ограниченному кругу муниципальных образований.
В статье 52 Федерального закона № 131-ФЗ законодатель предусмотрел ряд жестких требований, касающихся процедуры передачи полномочий. Наделить органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями возможно лишь в форме федерального закона и закона субъектов РФ. Более того, данный федеральный закон или закон субъекта должны обязательно содержать следующие преквизиты: вид или наименование муниципального образования, способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, органы местного самоуправления которого наделяются полномочиями, перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, перечень подлежащего передаче в пользование и (или) управление имущества (или) порядок определения данного перечня; порядок предоставления отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; порядок осуществления органами государственной власти контрольных полномочий за осуществлением переданных государственных полномочий и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; а также условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. В отсутствие какого-либо из данных пунктов акт наделения государственными полномочиями не имеет законной силы, а, значит, не влечет за собой каких-либо юридических последствий.
Следует также отметить, что запрещено наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в форме иных нормативных актов.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями возможно на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия данных полномочий. Реализация определенных государственных полномочий обеспечивается финансовыми средствами лишь за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций, более того, органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления отдельных государственных полномочий.