Дата публикации: 30.05.2024

Финансовое обеспечение проектов инициативного бюджетирования

Аннотация

В Российской Федерации на протяжении длительного времени реализуются различные практики инициативного бюджетирования. Финансирование таких проектов осуществляется как за счет средств региональных и местных бюджетов, так и за счет средств граждан и организаций. В статье исследуются особенности каждого вида финансирования, их соотношение между собой, проблемы, возникающие на практике, а также обращается внимание на экономический эффект участия граждан в проектах инициативного бюджетирования и повышения финансовой культуры населения в целом.




Инициативному бюджетированию последние годы уделяется значительное внимание в России, что находит отражение в закреплении необходимости развития данного института на федеральном уровне во многих программных документах. Внедрение передового опыта регионов по реализации проектов инициативного бюджетирования закрепляется как мера по активизации работы по выявлению потенциальных доходных источников бюджета субъекта Российской Федерации, а в качестве целевых показателей по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях может включаться доля населенных пунктов субъекта Российской Федерации, жители которых приняли участие в проектах инициативного бюджетирования. В полной мере можно назвать инициативное бюджетирование инструментом повышения эффективности бюджетных расходов. Развитие практик инициативного бюджетирования предопределили закрепление в Бюджетном кодексе РФ принципа участия граждан в бюджетном процессе, что в свою очередь вызвало научные дискуссии о месте инициативного бюджетирования в финансовом праве.

Число реализованных проектов по различным практикам инициативного бюджетирования составило в 2022 г. чуть менее 30 тыс. Важным вопросом в их реализации остается финансовая составляющая. Традиционно проекты инициативного бюджетирования могут финансироваться как из бюджетов публично-правовых образований, так и за счет средств граждан и организаций. Поскольку реализуется множество разнообразных практик, то и финансовое участие будет складываться в разном формате. При этом главным источником реализации проектов инициативного бюджетирования остаются средства бюджетной системы: в 2022 г. они составили 41,4 млрд руб. или 93,14% от общей стоимости проектов. На долю региональных бюджетов приходится самый существенный вклад — 23,9 млрд руб. или 53,74% от совокупной стоимости проектов, на долю федерального бюджета —9,96 млрд руб. или 22,41%, на долю муниципальных бюджетов — 7,55 млрд руб. или 16,99% от общей стоимости проектов инициативного бюджетирования. На долю внебюджетного финансирования приходится 3,05 млрд руб. или 6,86% от общей стоимости проектов. При этом на долю граждан и организаций приходится, соответственно, 1,54 млрд руб. и 0,71 млрд руб.

Очевидно, что субъекты РФ, несущие наибольшую финансовую нагрузку по реализации проектов инициативного бюджетирования, заинтересованы в наращивании финансового участия самих муниципалитетов, а также граждан и организаций. Заинтересованы в этом и муниципалитеты, поскольку посредством инициативного бюджетирования решаются насущные вопросы местного значения, а инициативное бюджетирование представляет собой форму участия населения в процессе принятия бюджетных решений на муниципальном уровне.

Региональное законодательство устанавливает особенности предоставления межбюджетных трансфертов, которые выделяются муниципальным образованиям на софинансирование проектов инициативного бюджетирования. Такие нормы закрепляются как в законах об инициативном бюджетировании, принимаемом в субъектах РФ, так и в подзаконных нормативных правовых актах, непосредственно закрепляющих порядок предоставления таких трансфертов. С введением института инициативных проектов региональное законодательство претерпело ряд изменений.

Список литературы

1. Миронова С.М. Средства самообложения граждан в системе формирования доходов местных бюджетов: правовая природа и практика применения / С.М. Миронова // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Юриспруденция. 2016. № 1. С. 31–36.
2. Sjoberg, F.M. Voice and Punishment. A global Survey Experiment on Tax Morale / F.M. Sjoberg, J. Mellon, T. Peixoto [et al.]. World Bank Governance Global Practice, 2019. 29 p.
3. Шугрина Е.С. Местные бюджеты как финансовая основа для осуществления полномочий органов местного самоуправления / Е.С. Шугрина // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 11. С. 69–76.
4. Смирнов Д.А. Финансово-правовое регулирование инициативного бюджетирования в субъектах РФ / Д.А. Смирнов // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 1. С. 148–155.
5. Рябова Е.В. Влияние форм прямой демократии в бюджетном процессе на состояние финансовой культуры в обществе / Е.В. Рябова // Финансовое право. 2024. № 1. С. 19–22.
6. Рыбакова С.В. Инициативное бюджетирование как новая категория бюджетного права / С.В. Рыбакова // Финансовое право. 2022. № 5. С. 12–18.
7. Пинская М.Р. Увеличение налоговых доходов местных бюджетов с помощью инициативного бюджетирования / М.Р. Пинская, В.В. Вагин, Т.А. Логинова, М.В. Прокаев // Белорусский экономический журнал. 2020. № 4 (93). С. 117–127.
8. Налоги граждан в инициативном бюджетировании / В.В. Вагин, М.Р. Пинская, Н.В. Гаврилова, Н.А. Шаповалова. Москва : Инфра-М, 2022. 160 с.
9. Мошненко О.В. Критерии отбора инициативных проектов и их влияние на достижение целей и задач инициативного бюджетирования в Российской Федерации / О.В. Мошненко // Финансовое право. 2022. № 5. С. 23–26.
10. Бауэр В.П. Перспективы компенсации муниципальных налогов средствами инициативного бюджетирования / В.П. Бауэр // Налоги. 2018. № 3. С. 3–7.
11. Миронова С.М. Инициативные платежи как новый вид доходов местных бюджетов: перспективы введения / С.М. Миронова // Финансовое право. 2019. № 5. С. 8–13.
12. Миронова С.М. Доктрина финансово-правового статуса муниципальных образований в Российской Федерации и его реализация / С.М. Миронова. Москва : Инфра-М, 2022. 480 с.
13. Коростелева М.В. Инициативное бюджетирование как форма участия населения в процессе принятия бюджетных решений на муниципальном уровне: особенности правового регулирования / М.В. Коростелева // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 6. С
14. Вершило Т.А. Прозрачность (открытость) бюджетных отношений в условиях цифровой экономики / Т.А. Вершило // Финансовое право. 2018. № 8. С. 8–11.
15. Васильева Н.В. Публичные доходы в Российской Федерации: финансово-правовой аспект : монография / Н.В. Васильева ; под редакцией Е.Ю. Грачевой. Москва : Норма, 2017. 304 с.
16. Вагин В.В. Фискальные эффекты применения методологии инициативного бюджетирования в сфере общественных финансов / В.В. Вагин, М.Р. Пинская // Финансы: теория и практика. 2022. Т. 26. № 1. С. 115–125.
17. Беленчук А.А. Инициативное бюджетирование как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов / А.А. Беленчук, В.В. Вагин, И.Е. Шульга // Финансы. 2017. № 8. С. 10–21.

Остальные статьи