Дата публикации: 30.05.2024

Факторы, влияющие на развитие региональных практик инициативного бюджетирования

Аннотация

В статье рассмотрены региональные практики инициативного бюджетирования. Выявлены основные факторы, влияющие на развитие данных практик. Сформирована их классификация, включающая группы экономических, институциональных, социокультурных и поведенческих факторов. На примере нескольких регионов Центральной России проанализировано воздействие данных факторов на реализацию и трансформацию практик инициативного бюджетирования. Установлено, что воздействие экономических и институциональных факторов изучено более детально и принимается во внимание при принятии решений в области партисипаторного бюджетирования. Влияние поведенческих и социокультурных факторов менее исследовано, но их дальнейшее изучение и применение в практиках инициативного бюджетирования имеют большой потенциал, так как позволяют расширять вовлечение жителей в бюджетный процесс, создавая условия для проявления инициативы и участия в подготовке инициативных проектов и распределении бюджетных средств.




За последние 10 лет применение инициативного бюджетирования в регионах существенно расширилось и трансформировалось. Несмотря на изменения и вызовы внешней среды практики вовлечения граждан в принятие финансовых решений и их реализацию не утратили своей значимости, существенно диверсифицировались и стали более полно учитывать общественные запросы и возможности участия в бюджетном процессе. В условиях повышения объемов целевых межбюджетных трансфертов, укрупнения муниципальных образований инициативное бюджетирование осталось тем инструментом, который позволяет гражданам участвовать в процессах местного самоуправления и муниципального развития.

Несмотря на возросшее количество публикаций по тематике партисипаторного бюджетирования, более пристального внимания требуют вопросы, связанные с эволюцией региональных практик, факторами, влияющими на их реализацию. Сформулируем основные для нашего исследования вопросы. С чем связаны различия в региональных практиках инициативного бюджетирования? Насколько существенно на практики инициативного бюджетирования влияют различия в экономическом потенциале территорий? Какие факторы особенно значимы для развития региональных практик бюджетирования?

Для ответа на эти вопросы необходимо рассмотреть основы законодательства в сфере инициативного бюджетирования, а также широкий круг бюджетных показателей. В исследовании использовались данные отчетов докладов о лучших практиках развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, подготовленные Научно-исследовательским финансовым институтом (НИФИ) Минфина России, данные Минфина России о мониторинге местных бюджетов, сведения, предоставленные региональными властями о реализации проектов инициативного бюджетирования.

В 2022 г. практики инициативного бюджетирования использовались в 76 регионах, а количество практик выросло с 2015 г. более чем в 10 раз. Преобладающим источником финансирования проектов являются бюджетные средства, преобладают средства региональных бюджетов. С 2015 г. объемы финансирования выросли почти в 20 раз и составили в 2022 г. более 44 млрд руб. Преобладали проекты, реализуемые в сфере дорожного хозяйства, организации мест массового отдыха населения и объектов благоустройства и комплексного благоустройства дворов.

Для оценки организации инициативного бюджетирования целесообразно выделять региональные и муниципальные практики. Правовое регулирование их реализации несколько отличается. Для региональных практик законодательство допускает большую вариативность, что позволило сохранить уже существующие эффективные практики в тех регионах, где ранее был соответствующий опыт. Муниципальные практики регулируются федеральным законодательством более детально, их реализация стала в последние годы более стандартизированной, что, однако, не привело к существенному сжатию данных практик в общегосударственном масштабе.

Список литературы

1. Аузан А.А. Культурные коды экономики: Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа / А.А. Аузан. Москва : АСТ, 2023. 160 с.
2. Вагин В.В. Актуальные вызовы и проблемы развития инициативного бюджетирования / В.В. Вагин, Н.А. Шаповалова // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 1. С. 9–26.
3. Вагин В.В. Мониторинг развития инициативного бюджетирования: методика и практика организации / В.В. Вагин, Н.А. Шаповалова, Н.В. Гаврилова // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 2 (48). С. 51–64.
4. Вагин В.В. Роль инициативного бюджетирования в формировании экосистемы гражданского участия в государственном и муниципальном управлении / В.В. Вагин, Е.С. Шугрина // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 2. С. 9–24.
5. Левина В.В. Особенности и проблемы региональных практик инициативного бюджетирования / В.В. Левина // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 110–121.
6. Левина В.В. Поведенческие территориальные финансы : монография / В.В. Левина. Тула : Тульский полиграфист 1, 2023. 235 с.
7. Левина В.В. Применение концепции поведенческих финансов к анализу территориальной бюджетной политики / В.В. Левина // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. № 1 (460). С. 16–33.
8. Минков М. Эволюция модели культурных измерений Хофстеде: параллели между объективной и субъективной культурой / М. Минков, Б. Соколов, И. Ломакин // Социологическое обозрение. 2023. Т. 22. № 3. С. 287–317.
9. Яговкина В.А. Инициативное бюджетирование в нормативных актах субъектов Российской Федерации / В.А. Яговкина // Общественные финансы. 2018. № 36. С. 45–55.

Остальные статьи