Дата публикации: 30.05.2024

Механизмы софинансирования проектов развития территории в материалах правоприменительной практики

Аннотация

В статье говорится об использовании разных механизмов софинансирования проектов развития территории муниципального образования. Анализируется судебная практика, складывающаяся по вопросам использования самообложения граждан, инициативного бюджетирования и инициативных проектов.




Комфортная среда проживания является достаточно важным компонентом улучшения качества жизни. В соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в рамках национальной цели развития «Комфортная и безопасная среда для жизни» поставлена задача к 2030 г. улучшить качество городской среды в полтора раза. В последние годы уделяется большое внимание появлению новых механизмов, влияющих на улучшение условий проживания. Весьма активно используются возможности национального проекта «Жилье и городская среда», государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». В 2020 г. появился новый вид градостроительной деятельности — комплексное развитие территории. В этом же году появился и такой инструмент, как инициативные проекты. Есть и иные аналогичные примеры. Появление подобных механизмов является весьма позитивным сигналом в контексте создания дополнительных возможностей для развития территории муниципального образования или отдельных входящих в его состав населенных пунктов как мест проживания жителей.

Вместе с тем эксперты одновременно фиксируют и иную тенденцию, связанную с отдалением органов местного самоуправления от управления территорией или участия в деятельности органов управления территорий, получающей особый статус. Так, по мнению О.И. Баженовой, при формальном сохранении за муниципальным образованием функций по управлению развитием территории оно оказывается фактически подчиненным субъекту РФ; в создаваемых со специальными целями зонах опережающего экономического роста, в пределах которых устанавливается особый правовой режим экономической деятельности либо закрепляется особый правовой статус территории (инновационный центр «Сколково», особые экономические зоны, территории опережающего развития, зоны территориального развития и др.), учреждаются специальные органы управления, находящиеся в тесной связи с органом исполнительной власти субъекта РФ либо компания с участием субъекта Федерации (в ряде случаев совместно с Российской Федерацией). Ситуация усугубляется участившимися случаями изъятия органами государственной власти субъекта РФ полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Можно уверенно констатировать, что в последние годы дискуссия о развитии местного самоуправления, о местном самоуправлении как самостоятельной конституционной ценности перешла в дискуссию о развитии территории (причем под территорией понимается не обязательно территория муниципального образования). На это нацеливают и изменения, появившиеся в 2020 г. в ч. 3 ст. 132 Конституции РФ: органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Новые механизмы взаимодействия разных уровней публичной власти действительно появляются, однако огосударствление местного самоуправления происходит значительно быстрее.

Важной тенденцией последних лет является распределение финансовых ресурсов на конкурсной основе. На федеральном уровне традиционно самый любимый конкурс — комфортная городская среда; в рамках этого конкурса выделяются малые города и исторические поселения, для которых резервируются отдельные финансовые средства. Большое значение имеет и Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика».

Следует обратить внимание на то, что в рамках федеральных конкурсов предусматриваются разные механизмы финансирования победителей (например, в рамках конкурса «Лучшая муниципальная практика» речь идет о выделении дотации; проекты, победившие в рамках комфортной городской среды, получают субсидии и иные виды трансфертов, направляемые в регионы-победители).

Список литературы

1. Баженова О.И. Об участии муниципальных образований в управлении развитием территории в контексте реформы городских округов / О.И. Баженова // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 3. С. 49–55.
2. Нарутто С.В. Муниципальная демократия: от теории к практике / С.В. Нарутто, Е.С. Шугрина. Москва : Юрлитинформ. 2020. 272 с.
3. Шугрина Е.С. Вопросы, выносимые на местные референдумы в материалах судебной практики / Е.С. Шугрина // Городское управление. 2010. № 4. С. 84–92.
4. Шугрина Е.С. Перераспределение полномочий по решению вопросов местного значения в материалах правоприменительной практики / Е.С. Шугрина // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2024. Т. 8 № 2. С. 18

Остальные статьи