Дата публикации: 06.06.2024

О некоторых проблемных аспектах в регулировании гражданско-правовых отношений на туристическом рынке

Аннотация

В статье рассмотрены актуальные проблемы, связанные с реализацией туристского продукта, в нормативно-правовых актах Российской Федерации и практике применения судами действующего законодательства. Уделено внимание понятию, виду и природе этого явления. Поднимается вопрос о недостатках правового определения термина «туристский продукт», что в значительной мере приводит к правоприменительной неопределенности. Анализируются вопросы о недостаточном государственном участии в регулировании гражданскоправовых отношений, возникающих между туроператорами и турагентами в сфере туристских услуг. Выводы и рекомендации могут быть использованы в судебной практике и послужить толчком к совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации. Предлагаемые предложения соответствуют цели и задачам исследования.




За последние два десятилетия путешествия стали неотъемлемой частью жизни большинства российских граждан. Если в 90-е годы прошлого столетия объем путешествий был не так высок, то сейчас потребности в туризме, как выездном, так и внутреннем, значительно возросли. Положительная динамика туристской индустрии в России требовала совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность и определяющего принципы политики государства, направленной на установление правовых основ туристского рынка. В этой связи Государственной Думой РФ 4 октября 1996 г. был принят Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Туристский закон). За более четверть века отраслевой закон претерпел около трех десятков изменений и дополнений и его объем вырос более чем в 10 раз. Однако в нем остаются пробелы, которые оставляют правовую неопределенность в ряде вопросов, регулирующих туристскую деятельность. Обратим внимание на некоторые из них.

Как правило, конечным получателем туристских услуг (реализация туристского продукта) является потребитель вне зависимости от того, кто выступает заказчиком таких услуг. В соответствии со ст. 10 Туристского закона реализация туристского продукта осуществляется в соответствии с договором, который заключается в письменной форме или в форме электронного документа. Правильное понимание термина «туристский продукт» является важным для всех участников туристского рынка. Именно этот термин во многих случаях определяет, регулируются ли Туристским законом отношения сторон, заключивших договор гражданско-правового оборота, или нет.

В первой редакции Туристского закона понятие «туристский продукт» имело определение как «право на тур, предназначенное для реализации туристу», а тур, в свою очередь, понимался как «комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия». 17 января 2007 г. Государственной Думой РФ принимается Федеральный закон № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"», которым туристский продукт определен, как «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта». При буквальном прочтении данного определения следует понимать, что туристский продукт – одновременное наличие в услуге таких составляющих, как комплекс услуг, содержащий перевозку и размещение, они должны быть реализованы за общую стоимость, а гражданско-правовые отношения сторон должны быть оформлены договором о реализации туристского продукта. В то же время, к сожалению, в этом законе не содержится разъяснений, что является перевозкой, а в услугах, которые оказываются туристам, могут присутствовать различные виды перевозки: перевозка из места постоянного жительства к месту отдыха, трансфер из аэропорта до места размещения, различные экскурсионные перевозки и др. О том, что понятие туристского продукта носит дискуссионный характер, несмотря на широкое обсуждение в научной литературе, указывали исследователи ранее, в том числе Е.Л. Писаревский. Но и по настоящее время понятие туристского продукта законодателем не конкретизировано, и этот термин продолжает вызывать дискуссии.

Отсутствие разъяснений приводит к появлению неопределенности в понимании термина «туристский продукт», что вносит некоторую неясность трактования указанного термина. Например, когда турагент или туроператор реализуют туристскую услугу или комплекс услуг по размещению и трансферу, то не совсем понятно: будут ли являться такие услуги туристским продуктом или это все-таки отдельная туристская услуга. Таким образом, неясность в данном вопросе ведет к нарушению прав потребителя, например, получение страховых возмещений, на которые потребитель имеет право при заключенном договоре о реализации туристского продукта, а также кто является основным исполнителем услуг и несет перед потребителем ответственность.

Список литературы

1. Карапетов А.Г. Свобода договора и ее пределы. В 2 томах. Т. 2. Пределы свободы определения условий договора в зарубежном и российском праве : монография / А.Г. Карапетов, А.И. Савельев. Москва : Статут, 2012. 451 с.
2. Кашанина Т.В. Частное право : учебное пособие / Т.В. Кашанина. Москва : Эксмо, 2008. 496 с.
3. Правовое обеспечение туризма: монография / Е.Л. Писаревский, А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых [и др.] ; под общей редакцией Е.Л. Писаревского. Москва : Федеральное агентство по туризму, 2014. 136 с.

Остальные статьи