Субсидии в постсоветских государствах
Аннотация
Проведен анализ характеристики субсидий в постсоветских государствах; рассмотрены основные признаки субсидий в некоторых странах бывшего СССР; выявлены особенности правового регулирования субсидий и их соотношение с другими формами расходов бюджета.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 06/2024 |
Страницы | 30-33 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-6-30-33 |
В современных условиях интересным является изучение опыта развития и применения отдельных правовых категорий в некоторых постсоветских государствах, в частности, понятия и содержания субсидий.
В законодательстве Советского Союза отсутствовало правовое закрепление субсидий. По мнению Д.И. Провалинского, разница между реальными затратами и стоимостью конечного продукта компенсировалась дотациями, так как «иного способа и не могло быть, поскольку субсидия по своей природе выступает инструментом софинансирования (инвестирования)».
Однако, как отмечает С.А. Баканов, субсидии присутствовали в советской практике бюджетного регулирования. В качестве примера он приводит их выделение в 1960-х гг. из союзного бюджета в республиканский бюджет Казахской СССР на нужды развития отдельных отраслей хозяйства, имеющих общесоюзное значение. Таким образом, на практике субсидии имели место быть в качестве формы межбюджетных трансфертов.
Имея единые правовые и экономические основы, бывшие страны СССР по-разному подошли к трактовке и применению рассматриваемой категории бюджетного права.
В Российской Федерации в настоящее время в законодательстве общее понятие субсидий отсутствует, а характеристика раскрывается путем правового регулирования отдельных их видов. Анализ правовых основ субсидирования в России позволил определить следующие основные характеристики: