Дата публикации: 30.05.2024

Мотивированное мнение налогового органа: правовая природа и возможности обжалования

Аннотация

В настоящей статье исследована правовая природа мотивированного мнения налогового органа как итогового документа, принимаемого в процедуре налогового мониторинга, с учетом решаемых им задач, изначально сформулированных законодателем при внедрении новой формы налогового контроля. Автор обосновывает возможность судебного обжалования мотивированного мнения налогового органа в контексте его правовой природы как ненормативного (индивидуального) акта. С учетом имеющейся правоприменительной практики автором предпринята попытка оценки способов защиты прав налогоплательщиков в случае несогласия с содержанием мотивированного мнения и перспектив развития правового регулирования и правоприменения в этой области.




Налоговый мониторинг, положения о котором применяются в отношении налогоплательщиков с 1 января 2016 г., в настоящее время представляет собой развивающийся институт налогового права. В его основе лежит идея расширенного «взаимодействия между контролерами и проверяемыми за счет конструктивного обсуждения спорных вопросов, возникающих в процессе мониторинга, что, в свою очередь, дает возможность минимизации налоговых споров и претензий», а также возможность получения от налогового органа мотивированного мнения, содержащего его позицию по вопросам правильности, полноты и своевременности исполнения налоговых обязанностей (п. 5 ст. 130 НК РФ).

В налогово-правовой и экономической литературе неоднократно подчеркивалась ценность использования мотивированного мнения налогового органа (далее — ММ НО). Например, Р. Ремчуков отмечает, что ММ НО — основной документ, ради которого и вводилась такая форма налогового контроля, как мониторинг. В свою очередь, А.Р. Султанов по праву называет ММ НО «визитной карточкой налогового мониторинга».

Однако несмотря на значительные преимущества, связанные с переходом налогоплательщиков на налоговый мониторинг (исключение проведения налоговых проверок на период действия соглашения о налоговом мониторинге, сокращение объема истребуемых налоговым органом документов и оптимизация документооборота налогоплательщика, возможность получения дополнительного подтверждения добросовестности налогоплательщика и т.д.), в правоприменительной практике на сегодняшний день сформировалось множество проблемных вопросов, связанных с применением норм налогового законодательства о нем, по факту понижающих привлекательность применения процедуры налогового мониторинга для всех сторон налоговых отношений.

Например, С.В. Разгулин в качестве самого серьезного и очевидного недостатка актуального регулирования процедуры налогового мониторинга отмечает невозможность освобождения налогоплательщика от уплаты недоимки, если она будет выявлена, например, при проведении выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего мониторинг. Помимо этого, практикующими юристами отмечается длительная и сложная процедура получения мотивированного мнения, отсутствие гарантий назначения выездной налоговой проверки в случае его неисполнения налогоплательщиком, формальный характер содержания разъяснений налогового органа и другие.

На наш взгляд, в качестве основной проблемы, препятствующей развитию института налогового мониторинга в целом, а также ММ НО, можно считать неопределенность по вопросу возможности судебного обжалования такого документа как одного из способов защиты интересов налогоплательщиков.

Список литературы

1. Арзуманова Л.Л. Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля / Л.Л. Арзуманова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 6 (22). С. 100–106.
2. Бакаева О.Ю. Мониторинг и аудит как инструмент достижения баланса частных и публичных интересов в налоговых и таможенных правоотношениях / О.Ю. Бакаева, Е.В. Покачалова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. № 42. С. 616–643.
3. Демин А.В. Официальные разъяснения фискальных органов в контексте определенности налогообложения / А.В. Демин // Подготовлен для СПС «КонсультантПлюс». 2019.
4. Земченков А. Налоговый мониторинг: палка о двух концах / А. Земченков // Лемчик, Крупский и партнеры. 2023. 13 января.
5. Коваленко Н.С. Налоговый мониторинг как инструмент налоговой цифровизации / Н.С. Коваленко, Е.М. Леонов // Закон. 2021. № 4. С. 50–59.
6. Мирошник С.В. Правовые основы налогового мониторинга / С.В. Мирошник // Налоги. 2019. № 5. С. 22–25.
7. Никифоров А. Мотивированное мнение налоговой: защитит ли оно от доначислений и штрафов / А. Никифоров // Пепеляев Групп. 2022. 16 февраля.
8. Овчарова Е.В. Налоговый комплаенс в России: проблемы соотношения мер административного принуждения и стимулирования / Е.В. Овчарова // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 1. С. 89–111.
9. Разгулин С.В. О налоговом мониторинге и предварительном налоговом разъяснении: необходимые коррективы / С.В. Разгулин // Финансы. 2016. № 4. С. 46–49.
10. Ремчуков Р. Налоговый мониторинг по-русски / Р. Ремчуков // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2015. № 7. С. 13–16.
11. Родыгина В.Е. Трансформация института налоговой тайны в условиях цифровой экономики: правовые аспекты / В.Е. Родыгина // Финансовое право. 2019. № 10. С. 20–24.
12. Султанов А.Р. Мотивированное мнение налогового органа как обжалуемый в суде ненормативный акт / А.Р. Султанов // Налоговед. 2023. № 8. С. 24–31.
13. Штукмастер И. Чем хорош налоговый мониторинг / И. Штукмастер // Юридический справочник руководителя. 2023. № 10. С. 11–18.

Остальные статьи