Правовая характеристика и новые аспекты перехода к налогообложению недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости в рамках налога на имущество организаций. Часть 2
Аннотация
Автор статьи продолжает анализ проблем правового регулирования налога на имущество организаций, связанных с переходом к налогообложению недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости в рамках данного налога, а также исследует обстоятельства, способные усложнить осуществление подобного перехода.
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 06/2024 |
Страницы | 16-18 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-6-16-18 |
Исследуя налог на имущество организаций, следует обратить внимание на то, что дискуссии относительно данного налога связаны также со среднегодовой стоимостью имущества. Представляется правильным обратить внимание на то, что соответствующие дискуссии могут затрагивать не только непосредственно налоговую базу, но и, в частности, такой элемент данного налога, как объект налогообложения. При этом факт того, что определение налоговой базы в качестве среднегодовой стоимости по налогу, исследуемому в настоящей статье, предусмотрено в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) длительный период времени, не исключает возникновения дискуссионных ситуаций. Примечательно, что возможным способом разрешения таких ситуаций может стать, в том числе, внесение изменений в данный Кодекс. Так, применительно к отдельным вопросам, касающимся данного налога, можно указать на соответствующее мнение.
По этой причине необходимо вновь обратить внимание на то, что из перехода к налогообложению недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости, заявленного в документах Минфина России, предполагаются исключения. Следует пояснить, что примером, в частности, служит Приложение 4 документа Минфина России, ориентированного на 2024–2026 гг. В Приложении 4 этого документа идет речь не только о данном переходе, но и об исключениях из подобного перехода. В связи с этим представляется допустимым прокомментировать такой момент, как потребность в дальнейших законодательных изменениях, однако в данном случае применительно не к кадастровой стоимости, а именно к среднегодовой стоимости. Из того, что относительно вышеуказанного перехода возможны исключения, объективным образом следует конкретный вопрос. Данный вопрос заключается в том, будет ли предусмотрено в Кодексе обложение имущества организаций этим налогом по среднегодовой стоимости в дальнейшем.
Следует думать, что от того, будет ли ответ на такой вопрос положительным или отрицательным, зависит прежде всего то, сохранится ли в дальнейшем потребность в совершенствовании правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу обложения имущества организаций налогом, исследуемым в настоящей статье, по среднегодовой стоимости. В случае положительного ответа на этот вопрос такая потребность может присутствовать и в будущем. Кроме того, положительный ответ на данный вопрос не исключает дискуссий о том, насколько указанная потребность будет актуальной. Это объясняется тем, что в случае, если обложение имущества по среднегодовой стоимости сохранится, актуальность такой потребности тем не менее может быть низкой. Логично допустить, что такая ситуация возможна, во-первых, при условии, что обложение по среднегодовой стоимости сохранится в отношении ограниченного числа объектов недвижимого имущества, во-вторых, при условии, что правовое регулирование именно таких объектов не потребует значительных законодательных изменений.