Принципы государственного финансового стимулирования
Аннотация
В статье на основе анализа научных источников, нормативных правовых актов органов публичной власти разного уровня рассматривается система принципов государственного финансового стимулирования. Делается вывод, что в условиях отсутствия классификации принципов государственного финансового стимулирования назрела необходимость их закрепления в документах, определяющих финансовую политику государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 06/2024 |
Страницы | 2-5 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-6-2-5 |
В научной литературе нет разработанной единой концепции принципов государственного финансового стимулирования. На сегодняшний день сформулированным понятием таких принципов является определение В.В. Менькова, который понимает под принципами финансового стимулирования как прямо нормативно закрепленные, так и выводимые из норм права основополагающие требования, реализация которых необходима для достижения целей применения финансово-правовых стимулов, а именно: достижение целей национального развития, повышение социальной активности и эффективности правомерного поведения субъектов финансовых правоотношений.
Наиболее верным следовало бы определить принципы государственного финансового стимулирования как основополагающие, руководящие, нормативно закрепленные начала, определяющие направленность финансовой государственной политики и правового регулирования в сфере установления и реализации финансово-правовых стимулов (мер).
Экстраполируя принципы финансового права на принципы государственного финансового стимулирования, можно выделить четыре группы принципов: общеправовые; межотраслевые; отраслевые (приоритет публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений, социальная направленность финансово-правового регулирования; единство финансовой политики и денежной системы); принципы подотраслей и институтов (бюджетного, налогового права и т.д.).
Такой всеобщий принцип, как справедливость, чаще всего рассматривается применительно к оценке деяния и социальных последствий для конкретного человека. Но принцип справедливости — сложная категория, в особенности в части применения к государственному финансовому стимулированию публичных образований. С общетеоретической точки зрения справедливость может рассматриваться как дистрибутивная справедливость, связанная с понятиями соразмерности, обоснованной и разумной дифференциации объема прав, льгот, гарантий, предоставляемых отдельным категориям граждан, а также публично-правовым образованиям. Например, в бюджетном праве принцип справедливости может проявляться в принципах равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 31.1 БК РФ), адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ). Само распределение межбюджетных трансфертов между субъектами РФ, муниципальными образованиями должно отвечать принципу справедливости согласно критерию соразмерности, т.е. необходимости в средствах для обеспечения нормальной жизнедеятельности. В налоговом праве принцип справедливости отражен в принципах всеобщности, равенства, недискриминационности и экономической обоснованности налогообложения.
Принцип гуманизма в сфере государственного финансового стимулирования может быть распространен только при стимулировании граждан, например, средствами материнского (семейного) капитала и его последующей индексацией. Необходимость индексации продиктована повышением цен и материального уровня жизни. Поэтому, индексируя материнский капитал, законодатель не увеличивает как таковую его сумму, он подстраивает его размер под новые жизненные обстоятельства.