Исключительная компетенция российского суда как средство защиты прав предпринимателей
Аннотация
В настоящей статье автором рассматривается правило об исключительной компетенции по спорам с участием российских лиц, в отношении которых введены ограничительные меры. Автор описывает необходимые условия для применения данного регулирования, возникающие в этой связи дискуссионные вопросы. Возможность смены форума анализируется во взаимосвязи с законодательством о специальных экономических мерах. Внедрение государствами в своих правопорядках подобных дополнительных средств правовой защиты представлено как общемировая практика.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 06/2024 |
Страницы | 33-37 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-6-33-37 |
Как отмечает Г.А. Гаджиев, «современный судья должен думать о реалиях: об экономике, о последствиях его решения, которое во всех случаях должно быть рациональным». Е.П. Губин обращается к этому утверждению, предваряя рассуждения о функциях государства по защите международно признанных экономических прав. К числу таких международно признанных прав, на наш взгляд, будет справедливо отнести право на справедливое судебное разбирательство, или право на доступ к правосудию (п. 1 ст. 6).
Представляется, что реализация прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности тесно связана с гарантиями их судебной защиты. Современные государства, в том числе Российская Федерация, гарантируют судебную защиту прав и свобод своих граждан (ч. 1 ст. 46). Обязанность по обеспечению надлежащей защиты прав и свобод человека и гражданина возложена на судебную власть и реализуется путем своевременного и правильного рассмотрения дел в судах (абз. 2 п. 1). В свою очередь, законодатель имеет задачу по созданию эффективных и достаточных средств судебной защиты прав и свобод.
Непосредственно вопросы реализации права субъектов экономической деятельности на доступ к правосудию получили дополнительное внимание ученых и исследователей с введением в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных объединений. Российским законодателем к настоящему времени разработан и введен в действие целый комплекс нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение интересов Российской Федерации и защиту прав и свобод ее граждан. Правовое регулирование рассматриваемой области складывалось последовательно. Очевидно стремление законодателя вписать экстраординарные меры, которые обычно принимаются подзаконными актами ненормативного характера, в законодательную рамку. Так, в российском праве получил закрепление термин «специальные экономические меры».
Вместе с тем такие меры не являются исконным достижением отечественной правовой мысли. К примеру, в Канаде аналогичный закон позволяет вводить экономические санкции против иностранных государств или отдельных лиц в связи с нарушением прав человека или угрозой международному миру и безопасности. Нарушения, связанные с несоблюдением таких ограничений, в том числе за пределами страны, и имеющие отношение к интересам или безопасности Канады, могут быть рассмотрены по правилам экстерриториальной юрисдикции Канады.