Дата публикации: 16.05.2024

Публично-правовые основы цифровой трансформации судебной системы «Умный суд» (опыт Китая)

Аннотация

В статье рассматриваются правовые вопросы влияния цифровых технологий на современную судебную систему. Обозначен новый этап реформирования органов судебной власти, получивший единое название — Цифровая юстиция. За рубежом происходят аналогичные процессы, что обусловливает актуальность сравнительно-правового исследования и обращение к опыту Китайской Народной Республики. Цифровая трансформация судебной системы КНР происходит под эгидой концепции «Умный суд». Выделены позитивные результаты внедрения данного тренда: возможность интеллектуального анализа судебной практики, создание специальных алгоритмов для подготовки проектов судебных решений, учреждение интернет-суда, утверждение правил асинхронного судебного разбирательства, разработка цифровых продуктов на основе искусственного интеллекта специально для судебных органов. Представлены принципы использования искусственного интеллекта в судебной сфере. Показана необходимость разработки и принятия в Российской Федерации национальной стратегии цифровой трансформации органов судебной власти.




Стремительное развитие цифровых технологий затрагивает многие стороны социальной жизни, активно влияя и на систему государственного управления. Это обусловливает принятие различных стратегий, в которых определяются цели и параметры внедрения цифровизации в тот или иной элемент публичного администрирования. Так, за непродолжительный период указами Президента РФ утверждены Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы (от 9 мая 2017 г. № 203), Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (от 10 октября 2019 г. № 490), Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (от 28 февраля 2024 г. № 145) и др. В каждом из приведенных документов акцентируется внимание на последовательном внедрении цифровых технологий в текущую управленческую деятельность. Эти требования касаются и органов судебной власти, где цифровизация напрямую связывается с принципами ее деятельности — открытость, доступность, гласность разбирательства.

В конце ХХ в. цифровизация правосудия касалась ограниченного круга аспектов. На первоначальном этапе ставились задачи о компьютеризации органов судебной власти, которая происходила в то время весьма непросто. Иллюстрацией сложного процесса можно считать первый опыт функционирования судов в новых условиях в городе Санкт-Петербурге. Точкой отсчета стало Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 25 февраля 1997 г. № 163-р «О мерах по обеспечению нормального функционирования судов», в соответствии с которым в заявленное обеспечение вкладывали финансовые ресурсы администрация Губернатора, Российский фонд правовых реформ и Санкт-Петербургский университет. В дальнейшем Всемирный банк реализовал программу выделения средств Специальному юридическому факультету СПбГУ, который приобретал современные компьютеры для передачи судам города, будучи на балансе факультета. При этом Санкт-Петербург считался территорией быстрого внедрения передового опыта. В других субъектах Российской Федерации дела обстояли гораздо сложнее.

В начале XXI в. все значительно ускорилось. Тенденция на быструю смену социальных факторов проявляется и сейчас: если ранее на преобразования уходили десятилетия, то сейчас революционные изменения происходят в течение одного-двух лет, чему максимально способствует технологический прогресс. Нельзя не отметить, что за прошедшие десятилетия в России проведена значительная работа:

– определен вектор информационного обеспечения деятельности судейского корпуса (Постановление Совета судей РФ от 5 декабря 2019 г. об утверждении Концепции информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы);

– создана Государственная автоматизированная информационная система «Правосудие»;

Список литературы

1. Кашанин А.В. Информационные технологии в правосудии: состояние и перспективы. Россия и мир : аналитический доклад / А.В. Кашанин, А.Б. Козырева, Н.А. Курносова, Д.В. Малов. Москва : Центр развития современного права, 2020. 81 с.
2. Писаревский Е.Л. Тенденции развития государства и права в условиях цифровой среды / Е.Л. Писаревский // Хозяйство и право. 2023. № 12. С. 56–77.
3. Романовский В.Г. Права человека, кибербезопасность, борьба с терроризмом (опыт Китая) / В.Г. Романовский, Д.А. Абубекерова // Наука. Общество. Государство. 2021. Т. 9. № 3. С. 57–67.
4. Экономическое право : учебник / Н. Бондарь, Р. Амелин, Д. Артемова, Д. Велиева [и др.] ; под научной редакцией Н.С. Бондаря. Москва : Проспект, 2021. 352 с.
5. Chen В.М. How will Technology change the Face of Chinese Justice? / В.М. Chen, Z. Li // Columbia Journal of Asian Law. 2020. Vol. 34. Iss. 1. Р. 1–58.
6. Papagianneas S. Fairness and justice through automation in China's smart courts / S. Papagianneas, N. Junius // Computer Law & Security Review. 2023. Vol. 51. Art. 105897.
7. Prins С. Digital justice / С. Prins // Computer Law & Security Review. 2018. Vol. 34. Iss. 4. P. 920–923.
8. Shi Ch. The Smart Court — A New Pathway to Justice in China? / Ch. Shi, T. Sourdin, B. Li // International Journal for Court Administration. 2021. Vol. 12. Iss. 1. Art. 4

Остальные статьи