Публично-правовые основы цифровой трансформации судебной системы «Умный суд» (опыт Китая)
Аннотация
В статье рассматриваются правовые вопросы влияния цифровых технологий на современную судебную систему. Обозначен новый этап реформирования органов судебной власти, получивший единое название — Цифровая юстиция. За рубежом происходят аналогичные процессы, что обусловливает актуальность сравнительно-правового исследования и обращение к опыту Китайской Народной Республики. Цифровая трансформация судебной системы КНР происходит под эгидой концепции «Умный суд». Выделены позитивные результаты внедрения данного тренда: возможность интеллектуального анализа судебной практики, создание специальных алгоритмов для подготовки проектов судебных решений, учреждение интернет-суда, утверждение правил асинхронного судебного разбирательства, разработка цифровых продуктов на основе искусственного интеллекта специально для судебных органов. Представлены принципы использования искусственного интеллекта в судебной сфере. Показана необходимость разработки и принятия в Российской Федерации национальной стратегии цифровой трансформации органов судебной власти.
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 06/2024 |
Страницы | 55-60 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2024-6-55-60 |
Стремительное развитие цифровых технологий затрагивает многие стороны социальной жизни, активно влияя и на систему государственного управления. Это обусловливает принятие различных стратегий, в которых определяются цели и параметры внедрения цифровизации в тот или иной элемент публичного администрирования. Так, за непродолжительный период указами Президента РФ утверждены Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы (от 9 мая 2017 г. № 203), Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (от 10 октября 2019 г. № 490), Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (от 28 февраля 2024 г. № 145) и др. В каждом из приведенных документов акцентируется внимание на последовательном внедрении цифровых технологий в текущую управленческую деятельность. Эти требования касаются и органов судебной власти, где цифровизация напрямую связывается с принципами ее деятельности — открытость, доступность, гласность разбирательства.
В конце ХХ в. цифровизация правосудия касалась ограниченного круга аспектов. На первоначальном этапе ставились задачи о компьютеризации органов судебной власти, которая происходила в то время весьма непросто. Иллюстрацией сложного процесса можно считать первый опыт функционирования судов в новых условиях в городе Санкт-Петербурге. Точкой отсчета стало Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 25 февраля 1997 г. № 163-р «О мерах по обеспечению нормального функционирования судов», в соответствии с которым в заявленное обеспечение вкладывали финансовые ресурсы администрация Губернатора, Российский фонд правовых реформ и Санкт-Петербургский университет. В дальнейшем Всемирный банк реализовал программу выделения средств Специальному юридическому факультету СПбГУ, который приобретал современные компьютеры для передачи судам города, будучи на балансе факультета. При этом Санкт-Петербург считался территорией быстрого внедрения передового опыта. В других субъектах Российской Федерации дела обстояли гораздо сложнее.
В начале XXI в. все значительно ускорилось. Тенденция на быструю смену социальных факторов проявляется и сейчас: если ранее на преобразования уходили десятилетия, то сейчас революционные изменения происходят в течение одного-двух лет, чему максимально способствует технологический прогресс. Нельзя не отметить, что за прошедшие десятилетия в России проведена значительная работа:
– определен вектор информационного обеспечения деятельности судейского корпуса (Постановление Совета судей РФ от 5 декабря 2019 г. об утверждении Концепции информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы);
– создана Государственная автоматизированная информационная система «Правосудие»;