Дата публикации: 16.05.2024

Евразийский экономический союз: роль судебной практики

Аннотация

Автор подводит итог работы Суда ЕАЭС за первые 12 лет его функционирования, перечисляет достижения и отмечает некоторые нерешенные вопросы. Вынесенные Судом ЕАЭС решения и консультативные заключения оказывают непосредственное воздействие на экономику и общественные отношения всех государств — членов Союза в сферах, отнесенных к компетенции интеграционного объединения. На примере практики Суда Евразийского экономического сообщества и Суда Евразийского экономического союза как судебного органа интеграционного объединения демонстрируется роль судов в процессе формирования норм международного права. Автор делает вывод, что в повторяющихся судебных позициях формируется единообразная судебная практика — судебный обычай, который служит инструментом формирования международного права: суд создает правовую позицию, которая со временем, возможно, станет нормой права.




Структура органов ЕАЭС и компетенция Суда ЕАЭС

ЕАЭС — международная экономическая организация наднационального типа, созданная в 2015 г. на основе правопредшественника — Евразийского экономического сообщества.

Государства, создающие организацию нового типа, передают международному органу свои суверенные функции, затрагивающие само ядро властных полномочий по управлению территорией, населением и взаимоотношениями с другими акторами международной жизни.

Характерной чертой таких организаций является передача им государствами-членами суверенных функций (а) по управлению не только экономическими отношениями государств-членов, но и межхозяйственными связями физических и юридических лиц, имеющих гражданство или действующих на территории этих государств, и (б) по осуществлению международного взаимодействия с другими участниками международных экономических отношений, не упуская из виду того, что суверенитет есть верховенство власти внутри страны и ее независимость на внешней арене.

С этой точки зрения ЕАЭС относится к организациям наднационального типа, так как, согласно ст. 3 и 5 Договора о ЕАЭС, обладает компетенцией, переданной ему государствами-членами для осуществления в ряде областей единой политики, которую реализует Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). В сферах, относящихся к единой политике, органы Союза принимают обязательные для государств-членов акты, которые подлежат оспариванию в Суде ЕАЭС по заявлению юридических и физических лиц, чьи права и интересы были нарушены такими актами. Одновременно в ЕАЭС применяются и классические методы международной организации — координация действий в Евразийском межправительственном совете и Высшем Евразийском экономическом совете.

Список литературы

1. Нешатаева Т.Н. Об общих принципах права и судебном толковании / Т.Н. Нешатаева // Журнал российского права. 2023. Т. 27. № 3. С. 113–125.
2. Нешатаева Т.Н. Общие принципы права и практика Суда Евразийского экономического союза / Т.Н. Нешатаева // Журнал конституционного правосудия. 2022. № 4 (88). С. 27–38.
3. Нешатаева Т.Н. Суд и право: евразийская интеграция / Т.Н. Нешатаева. Москва : Норма: ИНФРА-М, 2021. 336 с.
4. Tunkin G. International law in international system / G. Tunkin // Collected Courses of The Hague Academy of International Law. Vol. 147. Brill, 1975. 218 p.

Остальные статьи