Исключительный повод для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении: сложности восприятия новеллы в правоприменении
Аннотация
В статье анализируются положения ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ, существенно ограничивающей случаи проверки сообщений о налоговых преступлениях. Содержание данной новеллы трактуется в следственной и судебной практике различным образом. Правоприменитель в ряде ситуаций предпринимал попытку обойти предусмотренное законодателем ограничение. Анализ практики демонстрирует наличие определенных сложностей при системном толковании положений уголовно-процессуального и налогового законодательства. Сделан вывод о том, что в рамках действующего правового регулирования надлежащим поводом (за одним исключением) могут выступать только материалы, направленные в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 06/2024 |
Страницы | 6-10 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2024-6-6-10 |
Председатель Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкин отмечает: «Налоги являются основным источником формирования консолидированного бюджета. Их значение, особенно в условиях антироссийских санкций и во время проведения Россией специальной военной операции, очень велико. Особенность налоговых правоотношений такова, что, участвуя в них, налогоплательщик постоянно хочет минимизировать размер своей налоговой обязанности. Поэтому уклонение от уплаты налогов как явление присутствует всегда, но задача государства максимально этому противостоять, разрабатывая и внедряя для этого широкий комплекс мер, в том числе государственного принуждения».
Принимая во внимание эти факторы, законодатель в разрезе достижения сбалансированного сочетания различных публичных и отчасти частных интересов находится в последние годы в перманентном поиске наиболее оптимальной процедуры инициирования уголовного преследования в отношении субъектов, предположительно совершивших налоговые преступления. Значение этой проблемы достаточно проиллюстрировать тем обстоятельством, что специальный и одновременно исключительный повод для возбуждения уголовного дела предусмотрен только применительно к деяниям, описанным в ст. 198–199.2 УК РФ.
Учитывая сложные для российского предпринимательского сообщества геополитические реалии, в нормотворческой сфере два года назад был сделан очередной шаг, который можно охарактеризовать как «назад в будущее»: введена ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ, почти дословно повторяющая утратившую в 2014 г. силу ч. 1.1 этой же статьи.
Достаточно оперативно оценили ранее «хорошо забытую» новеллу специалисты в области уголовного судопроизводства, предложив различные варианты ее усовершенствования. Так, Е.Б. Серова и Е.В. Пушторская считают допустимым, в том числе в условиях санкционного давления на отечественный бизнес, предоставить органам внутренних дел возможность инициации уголовного преследования в случае совершения уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере или наличия фактов вывода имущества либо перевода бизнеса, но только после вручения налогоплательщику акта налоговой проверки и получения от налогового органа всех необходимых документов. То есть подразумевается (пускай и в ограниченном виде) расширение путей надлежащего информирования следователей Следственного комитета России об указанных криминальных деяниях.