Дата публикации: 23.05.2024

Политизация спорта в современном мире: правовой взгляд на проблему

Аннотация

Статья посвящена определению теоретико-методологических подходов к надлежащей правовой оценке процессов политизации спорта высших достижений в современном мире. Рассмотрены общепризнанные принципы взаимоотношений государства и спортивных федераций, ключевые олимпийские принципы, концептуальные положения о спорте как специфической социокультурной деятельности. Проведен анализ происходящей в последние годы системной дискриминации российского спорта, имеющей главной причиной беспрецедентное политическое давление политического руководства некоторых стран коллективного Запада на Международный олимпийский комитет, Спортивный арбитражный суд, Всемирное антидопинговое агентство, международные универсальные и региональные спортивные федерации. Сформулированы авторские теоретико-методологические и научно-практические предложения для преодоления политизации мирового спорта, предложена модель полноценной реализации олимпийских принципов в решениях и действиях Международного олимпийского комитета и международных спортивных федераций по отдельным видам спорта. Показан масштаб негативного воздействия политизации спорта для обеспечения прав спортсменов, эффективности и качества спортивных соревнований, обеспечения недискриминационного подхода в мировом профессиональном спорте.




В последние годы проблема политизации спорта стала одной из наиболее острых проблем мирового социокультурного развития, негативно отражаясь как на принципиальной возможности обеспечения прав спортсменов, их юридического равенства, защиты от дискриминации, так и на зрелищности, качестве и легитимности результатов проводимых спортивных соревнований, к которым по причине оказываемого на Международый олимпийский комитет (далее – МОК) и международные спортивные федерации давления зачастую не допускаются сильнейшие спортсмены.

Более того, к недопускаемым либо отстраняемым спортсменам и командам не предъявляется никаких юридических претензий и не устанавливается никаких фактов персональной вины в чем-либо, поскольку такое основание для ответственности найти просто невозможно по причине абсолютного отсутствия правонарушений в их действиях.

 В других случаях политически мотивированное давление оказывается через международные антидопинговые структуры и Спортивный арбитражный суд, которые, будучи призванными быть независимыми институциями, к сожалению, в реальности также оказываются подверженными общей антироссийской идеологической линии нынешних руководителей некоторых стран коллективного Запада. Кроме политических «дивидендов», в таких случаях ситуативные, весьма сомнительные преимущества, как, возможно, полагают инициаторы дискриминационных антироссийских действий, получает и западный спорт, поскольку в отсутствие сильнейших российских спортсменов значительно снижается уровень конкуренции на мировых спортивных соревнованиях, что открывает дорогу спортсменам из других стран, включая западные, к призовым местам.

Легитимность таких побед, полученных в условиях искусственного снижения конкуренции и общего соревновательного уровня, является весьма сомнительной с юридической точки зрения, не говоря уже о моральной стороне вопроса, когда и сам победитель прекрасно понимает цену именно такой победы. Так, например, пятикратный олимпийский чемпион по биатлону и член комитета спортсменов МОК француз М. Фуркад, в отличие от некоторых безответственных западных политиков, прекрасно понимающий смысл и содержание настоящего профессионального спорта, открыто и однозначно высказался за участие российских спортсменов в Олимпийских играх в Париже в 2024 г., сформулировав свою точку зрения следующим образом: «Мне будет очень стыдно за свою страну, если она решит запретить российским и белорусским спортсменам участвовать в соревнованиях». Иными словами, М. Фуркад отталкивается, прежде всего, от необходимости неукоснительного обеспечения прав спортсменов, что следует рассматривать как элемент основополагающего принципа равенства и недискриминации вообще, соблюдение которого не должно никоим образом зависеть от односторонних политических позиций отдельных правительств, происходящих в мире политических событий и от сферы политики как таковой.

При этом необходимо признать, что процесс политизации мирового профессионального спорта имеет глубокие исторические корни, хотя столь колоссальные масштабы он приобрел именно в наши дни, фактически дойдя до уровня полной блокировки участия спортсменов определенной государственной принадлежности в международном соревновательном календаре, т.е. став, по сути, элементом гибридной войны, которую коллективный Запад развязал и ведет против России по всем значимым направлениям общественной жизнедеятельности (военно-политическая сфера, экономика, культура, наука, спорт и т.д.).

Список литературы

1. Алексеев С.В. Международное спортивное право : учебник / С.В. Алексеев ; под редакцией П.В. Крашенинникова. Москва : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 895 с.
2. Дебелова Л.И. История политизации спорта / Л.И. Дебелова, Е.К. Фартеев // Наука и образование сегодня. 2020. № 6–1 (53). С. 24–27.
3. Зайцев В.А. К вопросу о дискриминации российских спортсменов международными спортивными организациями / В.А. Зайцев, И.М. Алексеев // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 3. С. 133–136.
4. Курамшин Ю.Ф. Формы политизации олимпийского спорта и международного спортивного движения / Ю.Ф. Курамшин // Спорт, человек, здоровье : материалы XI Международного конгресса (г. Санкт-Петербург, 26–28 апреля 2023 г.) : сборник научных статей / ответственн
5. Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта : учебник / Н.Ю. Мельникова, А.В. Трескин. Москва : Советский спорт, 2013. 392 с.
6. Милич М.К. Политизация спорта и Международный олимпийский комитет / М.К. Милич // Русская политология. 2018. № 8. С. 158–162.

Остальные статьи