Политизация спорта в современном мире: правовой взгляд на проблему
Аннотация
Статья посвящена определению теоретико-методологических подходов к надлежащей правовой оценке процессов политизации спорта высших достижений в современном мире. Рассмотрены общепризнанные принципы взаимоотношений государства и спортивных федераций, ключевые олимпийские принципы, концептуальные положения о спорте как специфической социокультурной деятельности. Проведен анализ происходящей в последние годы системной дискриминации российского спорта, имеющей главной причиной беспрецедентное политическое давление политического руководства некоторых стран коллективного Запада на Международный олимпийский комитет, Спортивный арбитражный суд, Всемирное антидопинговое агентство, международные универсальные и региональные спортивные федерации. Сформулированы авторские теоретико-методологические и научно-практические предложения для преодоления политизации мирового спорта, предложена модель полноценной реализации олимпийских принципов в решениях и действиях Международного олимпийского комитета и международных спортивных федераций по отдельным видам спорта. Показан масштаб негативного воздействия политизации спорта для обеспечения прав спортсменов, эффективности и качества спортивных соревнований, обеспечения недискриминационного подхода в мировом профессиональном спорте.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Спорт: экономика, право, управление № 02/2024 |
Страницы | 5-8 |
DOI | 10.18572/2070-2175-2024-2-5-8 |
В последние годы проблема политизации спорта стала одной из наиболее острых проблем мирового социокультурного развития, негативно отражаясь как на принципиальной возможности обеспечения прав спортсменов, их юридического равенства, защиты от дискриминации, так и на зрелищности, качестве и легитимности результатов проводимых спортивных соревнований, к которым по причине оказываемого на Международый олимпийский комитет (далее – МОК) и международные спортивные федерации давления зачастую не допускаются сильнейшие спортсмены.
Более того, к недопускаемым либо отстраняемым спортсменам и командам не предъявляется никаких юридических претензий и не устанавливается никаких фактов персональной вины в чем-либо, поскольку такое основание для ответственности найти просто невозможно по причине абсолютного отсутствия правонарушений в их действиях.
В других случаях политически мотивированное давление оказывается через международные антидопинговые структуры и Спортивный арбитражный суд, которые, будучи призванными быть независимыми институциями, к сожалению, в реальности также оказываются подверженными общей антироссийской идеологической линии нынешних руководителей некоторых стран коллективного Запада. Кроме политических «дивидендов», в таких случаях ситуативные, весьма сомнительные преимущества, как, возможно, полагают инициаторы дискриминационных антироссийских действий, получает и западный спорт, поскольку в отсутствие сильнейших российских спортсменов значительно снижается уровень конкуренции на мировых спортивных соревнованиях, что открывает дорогу спортсменам из других стран, включая западные, к призовым местам.
Легитимность таких побед, полученных в условиях искусственного снижения конкуренции и общего соревновательного уровня, является весьма сомнительной с юридической точки зрения, не говоря уже о моральной стороне вопроса, когда и сам победитель прекрасно понимает цену именно такой победы. Так, например, пятикратный олимпийский чемпион по биатлону и член комитета спортсменов МОК француз М. Фуркад, в отличие от некоторых безответственных западных политиков, прекрасно понимающий смысл и содержание настоящего профессионального спорта, открыто и однозначно высказался за участие российских спортсменов в Олимпийских играх в Париже в 2024 г., сформулировав свою точку зрения следующим образом: «Мне будет очень стыдно за свою страну, если она решит запретить российским и белорусским спортсменам участвовать в соревнованиях». Иными словами, М. Фуркад отталкивается, прежде всего, от необходимости неукоснительного обеспечения прав спортсменов, что следует рассматривать как элемент основополагающего принципа равенства и недискриминации вообще, соблюдение которого не должно никоим образом зависеть от односторонних политических позиций отдельных правительств, происходящих в мире политических событий и от сферы политики как таковой.
При этом необходимо признать, что процесс политизации мирового профессионального спорта имеет глубокие исторические корни, хотя столь колоссальные масштабы он приобрел именно в наши дни, фактически дойдя до уровня полной блокировки участия спортсменов определенной государственной принадлежности в международном соревновательном календаре, т.е. став, по сути, элементом гибридной войны, которую коллективный Запад развязал и ведет против России по всем значимым направлениям общественной жизнедеятельности (военно-политическая сфера, экономика, культура, наука, спорт и т.д.).