Дата публикации: 23.05.2024

О некоторых социально-психологических и организационных аспектах судебной риторики

Аннотация

В статье анализируются социально-психологические аспекты роли и места судебного представителя в процессе: стиль одежды, узнаваемость, ощущение возраста, асинхронность выступления, кредит доверия и различные тенденциозности. Рассматриваются факторы повышения эффективности навыков хорошего судебного оратора.




Основы судебной риторики формируются исходя из важных социально-психологических характеристик и правил взаимодействия людей и их коммуникации. Стиль одежды является первым фактором, влияющим на восприятие и формирование мнения окружающих, в том числе и в зале судебного заседания, даже если место заседания ограничивается кабинетом мирового судьи. Деловой стиль одежды отвечает предъявляемым социальным требованиям к данному виду профессиональной деятельности (юридической, судебной, правоохранительной). Внешний вид субъекта настраивает его на определенный паттерн поведения, представляя интересы сторон в гражданском процессе, представитель (адвокат) надевает соответствующую профессиональную социальную маску.

Вторым фактором мы назовем узнаваемость, значимость и известность профессионального субъекта. Это во многом находит выражение в том, что индивид располагает к себе в общении. Загруженность мировых судей, их усталость, отчасти сопротивление (внутреннее, невидимое) дают импульс к формированию такого стиля поведения представителя сторон, который был бы не нагружен лишней и сложной функциональностью. Основными навыками, которыми должен овладеть представитель, становятся адекватность ответной реакции на осуществляемые процессуальные действия и соответствие тому, что действительно происходит в суде. Статья 2 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) обозначает в качестве задачи судопроизводства формирование уважительного отношения к закону и суду. Следует сказать, что судебному заседанию свойственна торжественность, она упорядочивает процессуальные действия и судопроизводство в целом.

Третьим фактором упомянем возраст: разница между возрастом мирового судьи и представителя имеет значение. Молодость (которая подчас скрывает неуверенность) входит в конфликт (контрастирует) с огромной судейской властью, то есть роль, возложенная обществом и государством на личность (будь то роль судьи, профессионального представителя сторон), сталкивается с ее внутренним ощущением себя. Подчас там много противоречий и внутренней борьбы. Это формирует и тревожность, и уязвимость человека (судьи, адвоката, юриста — судебного представителя). С другой стороны, такая ситуация ставит акцент на большой обходительности и вежливости в общении на территории судопроизводства. Менторство, поучительные высказывания и назидания, сарказм, улыбки замечаются любой личностью автоматически, что напрямую влияет на формирование положительного/отрицательного впечатления. Это нарушает нейтральность и эмоциональный фон, позитивный фон коммуникации с мировым судей и условия работы в рамках судопроизводства.

Четвертым фактором необходимо рассмотреть психологический коммуникативный эффект асинхронности выступления. Информация (доводы, объяснения, позиции сторон) лучше воспринимается, повышает уровень доверия сказанного, когда используются неожиданные высказывания, утверждения, противоположные тем, что ожидаются. Например, защищая интересы доверителя (женщины), представитель (мужчина) в речи использует интонации, оценки, высказывания в той тональности, которая не ожидается. Филологическая наука изучает эти явления в рамках аксиологической и смысловой энантиосемии.

Пятым психологическим фактором выступает кредит доверия между субъектами коммуникации в суде. Он изначально присущ общению, уже выдан, можно так сказать. Кредит доверия напрямую зависит от мировоззрения личности, определяется подчас национальной/этнической принадлежностью. В то же время легко нарушить выданный позитивный (положительный) кредит на общение между субъектами. Привести к отрицательному кредиту доверия легко любыми действием, поведением, выражением лица, жестом, позой. Наращивание кредита доверия возможно с помощью следующих важных качеств: 1) экспертность, когда показываются действиями и словами знания (процессуальных норм, норм материального права, значимых для рассматриваемого дела) и компетентность в раскрываемых утверждениях или доказываемых обстоятельствах; 2) глубокая осведомленность о конкретном рассматриваемом деле; 3) нелживость (не допускать прямой, косвенной лжи во взаимодействии с мировым судьей (судьей) в интерпретации или раскрытии обстоятельств, исследовании вопросов дела).

Список литературы

1. Гаджиев Х.И. Судебная риторика как фактор эффективности правовой аргументации / Х.И. Гаджиев // Журнал российского права. 2023. Т. 27. № 7. С. 5–20.
2. Маханькова П.Ю. Психология вежливости в межкультурной коммуникации / П.Ю. Маханькова // Теория и практика языковой коммуникации : материалы IX Международной научно-методической конференции (г. Уфа, 21–22 июня 2017 г.) : сборник научных статей / под редакц
3. Новикова М.Л. Стилистика и риторика. Основы судебного красноречия / М.Л. Новикова, Н.В. Балкина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2008. № 1. С. 89–95.
4. Носова Т.В. Логика и риторика в судебной речи: когнитивные аспекты / Т.В. Носова // Рацио.ru. 2009. № 2. С. 272–282.
5. Сахновская Е.Г. Психология эффективных речевых коммуникаций: теория и практика / Е.Г. Сахновская, О.С. Шубина // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 6–7. С. 100–103.
6. Соболева А. Риторика ограничений: аргументация в судебных спорах о фундаментальных правах / А. Соболева // Сравнительное конституционное обозрение. 2019. № 5 (132). С. 34–54.
7. Тай Ю.В. Вступительное слово к статье Е.В. Васьковского «Задачи адвокатуры и принципы адвокатской этики» / Ю.В. Тай // Вестник гражданского процесса. 2015. № 4. С. 156–157.
8. Федулова М.Н. Феномен аксиологической энантиосемии в юридическом дискурсе (по материалам текстов судебной риторики) / М.Н. Федулова // Филологические науки в МГИМО. 2022. Т. 8. № 1 (30). С. 44–55.
9. Царев М.А. Legal Design в современных правоотношениях: вопросы применения / М.А. Царев // Правовая позиция. 2021. № 7 (19). С. 13–16.

Остальные статьи