Дата публикации: 23.05.2024

Соблюдение сроков задержания подозреваемого в условиях военного положения

Аннотация

В статье проанализированы некоторые аспекты правового регулирования исчисления срока задержания подозреваемого в совершении тяжких и особо тяжких преступлений в условиях введения военного положения. Установлено, что увеличение срока задержания подозреваемого до 30 суток повлекло за собой необходимость исчисления срока применения данной меры процессуального принуждения одновременно часами и сутками, что вызывает ряд практически значимых вопросов, решение которых предполагает необходимость внесения изменений в содержание ст. 128 Уголовно-процессуального кодекса РФ.




 Регулирование правоотношений, возникающих в ходе уголовного судопроизводства при исчислении и соблюдении процессуальных сроков, демонстрирует неоднозначные подходы в оценке учеными-процессуалистами его эффективности. В частности, нуждаются в рассмотрении вопросы, связанные с увеличением срока применения такой меры процессуального принуждения, как задержание подозреваемого, актуальность надлежащего решения которых обусловлена изменениями, внесенными в содержание ряда статей Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) Федеральным законом от 31 июля 2023 г. № 396-ФЗ.

 В соответствии с Федеральным конституционным законом «О военном положении», Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756, Постановлением Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 462-СФ в четырех регионах России — на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей введено военное положение.

 Исследователи, в частности, отмечают, что на территории, где введено военное положение, применяется широкий круг мер для его обеспечения. К ним в том числе относятся усиление общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, выявление и пресечение деятельности, подрывающей в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации. При необходимости могут ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц.

Очевидно, что внесение изменений об увеличении срока задержания и предъявления обвинения при совершении тяжкого и особо тяжкого преступления продиктовано объективной необходимостью осуществления процессуальной деятельности в так называемых «новых условиях», связанных с неизбежными сложностями обеспечения режима военного положения. При этом важно подчеркнуть, что уголовно-процессуальные нормы, предполагающие изменения, касающиеся срока задержания подозреваемого, ориентированы на возможное их применение в вышеперечисленных регионах.

 Некоторые из нововведений обращают на себя внимание как с точки зрения необходимости теоретического обоснования сформулированных в законе положений, так и ввиду возможного появления практически значимых вопросов на этапе реализации правовых норм. Обобщение и систематизация взаимосвязанных требований закона, в совокупности затрагивающих целый ряд внесенных в УПК РФ изменений, позволяют детально рассмотреть правовые нормы с позиции их согласованности, возможности однозначного и единообразного понимания в ходе практической реализации, исчерпывающего характера правового регулирования соответствующих правоотношений.

Список литературы

1. Арестова Е.Н. Проблемы правовой регламентации задержания подозреваемого / Е.Н. Арестова, Е.В. Шарапова, А.В. Борбат // Российский следователь. 2023. № 6. С. 11–14.
2. Безруков С.С. Принципы уголовного процесса : автореферат диссертации доктора юридических наук / С.С. Безруков. Москва, 2016. 58 с.
3. Лавдаренко Л.И. Исчисление срока задержания: сравнительный анализ УПК РСФСР 1960 г. и действующего УПК РФ / Л.И. Лавдаренко, А.В. Борбат // Российский следователь. 2023. № 7. С. 18–23
4. Россинский С.Б. Момент фактического задержания подозреваемого сквозь призму конституционно-межотраслевого подхода / С.Б. Россинский // Российский следователь. 2018. № 8. С. 29–33.
5. Старостин С.А. Чрезвычайные административно-правовые режимы : монография / С.А. Старостин. Москва : Проспект, 2022. 112 с.

Остальные статьи