Соблюдение сроков задержания подозреваемого в условиях военного положения
Аннотация
В статье проанализированы некоторые аспекты правового регулирования исчисления срока задержания подозреваемого в совершении тяжких и особо тяжких преступлений в условиях введения военного положения. Установлено, что увеличение срока задержания подозреваемого до 30 суток повлекло за собой необходимость исчисления срока применения данной меры процессуального принуждения одновременно часами и сутками, что вызывает ряд практически значимых вопросов, решение которых предполагает необходимость внесения изменений в содержание ст. 128 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 06/2024 |
Страницы | 14-19 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2024-6-14-19 |
Регулирование правоотношений, возникающих в ходе уголовного судопроизводства при исчислении и соблюдении процессуальных сроков, демонстрирует неоднозначные подходы в оценке учеными-процессуалистами его эффективности. В частности, нуждаются в рассмотрении вопросы, связанные с увеличением срока применения такой меры процессуального принуждения, как задержание подозреваемого, актуальность надлежащего решения которых обусловлена изменениями, внесенными в содержание ряда статей Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ) Федеральным законом от 31 июля 2023 г. № 396-ФЗ.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О военном положении», Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756, Постановлением Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 462-СФ в четырех регионах России — на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей введено военное положение.
Исследователи, в частности, отмечают, что на территории, где введено военное положение, применяется широкий круг мер для его обеспечения. К ним в том числе относятся усиление общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, выявление и пресечение деятельности, подрывающей в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации. При необходимости могут ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц.
Очевидно, что внесение изменений об увеличении срока задержания и предъявления обвинения при совершении тяжкого и особо тяжкого преступления продиктовано объективной необходимостью осуществления процессуальной деятельности в так называемых «новых условиях», связанных с неизбежными сложностями обеспечения режима военного положения. При этом важно подчеркнуть, что уголовно-процессуальные нормы, предполагающие изменения, касающиеся срока задержания подозреваемого, ориентированы на возможное их применение в вышеперечисленных регионах.
Некоторые из нововведений обращают на себя внимание как с точки зрения необходимости теоретического обоснования сформулированных в законе положений, так и ввиду возможного появления практически значимых вопросов на этапе реализации правовых норм. Обобщение и систематизация взаимосвязанных требований закона, в совокупности затрагивающих целый ряд внесенных в УПК РФ изменений, позволяют детально рассмотреть правовые нормы с позиции их согласованности, возможности однозначного и единообразного понимания в ходе практической реализации, исчерпывающего характера правового регулирования соответствующих правоотношений.