Правовые основы цифровой трансформации государственного управления в сфере недвижимости
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы и перспективы цифровой трансформации Росреестра. Показано, что цифровизация государственного управления в сфере недвижимости достигла определенных успехов, опережая при этом многие иные сферы публичного администрирования. Представлены перспективы использования технологии блокчейн в процессе регистрации прав на недвижимое имущество. Обозначена роль органов государственной власти в построении новой экосистемы оборота недвижимости.
Тип | Статья |
Издание | Правовые вопросы недвижимости № 01/2024 |
Страницы | 29-32 |
Цифровизация всех сторон общественной жизни затрагивает различные аспекты публичного управления. Это выразилось в формировании единой концепции цифрового государства, которая нашла свое отражение на международном уровне в идее GovTech, внедренной Всемирным банком, активно поддерживаемой различными структурами Организации Объединенных Наций. Всемирным банком разработан Индекс зрелости государственных технологий — GovTech Maturity Index, который используется при оценке внедрения инновационных технологий в систему публичного администрирования (формируется каждые два года). ООН подготовлено Исследование по электронному правительству (2022 г.).
В Российской Федерации цифровая трансформация органов публичной власти начала свой ход с момента утверждения федеральной программы «Электронная Россия» Правительством России в 2002 г. Завершением первичного этапа стало принятие Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором самостоятельное место получила электронная форма их оказания. Распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 2516-р утверждена Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 г. № 236 утверждены требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг.
Применительно к теме исследования необходимо отметить, что сфера государственного регулирования оборота недвижимости находится в определенном тренде. Развитие бесконтактных технологий значительно продвинулось: как, например, сделки с недвижимым имуществом возможны без личного участия (при наличии электронно-цифровой подписи, далее — ЭЦП). Кроме того, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), а также публично-правовой компанией «Роскадастр» введены различные электронные сервисы, среди которых следует особо выделить Публичную кадастровую карту. Расширяющиеся возможности привели к особому виду кибермошенничества, когда в результате некоторой неурегулированности получения ЭЦП, а именно возможности ее оформления без личного присутствия самого гражданина, появились сделки отчуждения объектов недвижимости с использованием различных преступных схем (с помощью ЭЦП, полученной в удаленном режиме при получении сведений о паспорте гражданина и его СНИЛС). Появившаяся вслед за этим судебная практика по признанию таких сделок недействительными обусловила оперативное изменение законодательства — принятие Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости”», благодаря которому необходимо личное участие правообладателя (либо дистанционно, но с заверением юридического действия нотариусом) в начале процесса отчуждения недвижимости с помощью бесконтактных технологий. Кроме того, регистрирующий орган уведомляет правообладателя о совершении подобных действий.
Значимый поворот к цифровизации государственного администрирования произошел в 2018 г., когда в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в качестве национального проекта была обозначена цифровая экономика. Именно сквозь призму решения экономических задач определена цифровая трансформация государства, нормативное оформление которой произошло в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление». Анализ паспорта проекта «Цифровая экономика» показывает, что он по многим аспектам направлен на развитие идей Электронного правительства — обеспечение взаимодействия граждан и юридических лиц с различными сервисами, функционирование которых обеспечивает государство. Прямым продолжением данного задела стало представление концепта «Сервисное государство 2.0», основные положения которого в 2018 г. озвучил замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации М.В. Паршин. Одним из следствий концепта стала обязательность разработки ведомственной программы цифровой трансформации — легализация требования произошла благодаря Постановлению Правительства РФ от 10 октября 2020 г. № 1646. В исполнение данного нормативного акта Приказом Росреестра от 29 декабря 2021 г. № П/0642 была утверждена ведомственная программа на 2022 финансовый год и плановый период 2023–2024 гг. Основные задачи Программы видятся в расширении возможностей предоставления государственных услуг в онлайн-формате, за счет чего должны произойти расширение форм взаимодействия с государством, повышение качества услуг, экономия государственных ресурсов, снижение административной нагрузки на бизнес, аккумуляция различных данных в едином информационном ресурсе.