Дата публикации: 23.05.2024

Гражданско-правовой механизм изъятия объекта недвижимости у лиц, включенных в перечень причастных к экстремизму и терроризму

Аннотация

В статье проанализированы основания изъятия объекта недвижимости и определен механизм изъятия недвижимости при попадании в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. На основании использования формально-юридического и сравнительно-правового метода выделены особенности механизма изъятия такой недвижимости, сделаны выводы о важности детализации правового регламента данного института.




Актуальность вопроса о блокировке имущества у организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, и включенных в соответствующий перечень, имеет особое значение в контексте обеспечения государственной безопасности от внутренних и внешних угроз. Следует отметить, что экстремистская деятельность в современном мире весьма динамично развивается, несмотря на применяемые в правоприменительной практике механизмы уголовно-правового противодействия. По данным Следственного комитета России, в 2023 г. в суд направлено порядка 430 уголовных дел об экстремизме, что на 62% больше, чем в 2022 г. За первый квартал 2024 г. в России число лиц, внесенных в перечень террористов и экстремистов, увеличилось на 669 человек. За последнее десятилетие количество несовершеннолетних в списке выросло в 3,5 раза, а только в 2024 г. было добавлено 17 подростков. Нахождение в этом списке серьезно ограничивает возможности лиц, запрещая им осуществлять финансовые операции, наследовать имущество и пользоваться банковскими услугами, а также ставит под угрозу их трудоустройство. Общее усиление военных угроз требует активизации не только уголовно-правовых механизмов, но и результативных гражданско-правовых решений.

Обзор научной литературы выявил различные точки зрения на такой правовой институт, как принудительное прекращение частной собственности. В частности, исследователями предлагается увеличить количество оснований прекращения частной собственности с детальной регламентацией таких действий и с учетом общей оценки эффективности действующего законодательства в сфере отношений собственности. В исследованиях института принудительного прекращения права собственности на имущество О.Л. Алтенговой приводятся аргументы в защиту межотраслевого характера конфискации имущества с учетом особенностей, закрепленных федеральным законодательством. В работе отмечается, что «целью гражданско-правовой конфискации является урегулирование имущественного оборота в части принудительного изъятия имущества как санкции за совершенное правонарушение или преступление».

Систематизация имеющихся в научной литературе точек зрения для развития правовых механизмов института изъятия объекта недвижимости при попадании в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, показывает, что фактическое изъятие недвижимости или других активов теоретически может стать альтернативой уголовно-правовой ответственности. Позитивно оценивая подобную практику, считаем, что данная мера не может служить альтернативой уголовной ответственности, но вполне может быть расценена как дополнительный вид наказания, способствующий справедливому возмещению вреда от экстремистской и террористической деятельности. Отличие ее от конфискации имущества, как иной меры уголовно-правового характера, состоит в том, что расширяет ограниченный круг материальных предметов, полученных незаконным путем или являющихся средством совершения преступления, до иной собственности — недвижимости, которая могла быть получена вполне законно, но подлежит изъятию в связи с попаданием в перечень лиц, причастных к экстремизму и терроризму.

Список литературы

1. Алтенгова О.Л. Гражданско-правовая конфискация как основание принудительного прекращения права собственности / О.Л. Алтенгова // Вестник Волгоградской академии МВД России. Частное право. 2016. № 1. С. 44–47.
2. Потапова Л.А. Концепция деликтных обязательств в гражданском праве (на примере экстремистских преступлений) / Л.А. Потапова // Правовая культура. 2023. № 2 (53). С. 119–121.
3. Потапова Л.А. Формирование цивилистической культуры возмещения вреда потерпевшим от экстремистских преступлений / Л.А. Потапова // Правовая культура. 2023. № 2 (53). С. 73–76.
4. Профилактика экстремизма в молодежной среде : учебное пособие для вузов / А.В. Мартыненко, Л.А. Потапова. 2-изд. перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2024. 297 с.
5. Романовская О.В. Ограничения права собственности в целях противодействия терроризму (о сносе домов членов семьи террористов) / О.В. Романовская, О.В. Безрукова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. № 4 (44). С.

Остальные статьи