Дата публикации: 23.05.2024

Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера: понятие и механизмы правовой защиты

Аннотация

Работа посвящена определению понятия и механизмов правовой защиты традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в международном праве и российском законодательстве. Рассмотрены элементы традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, установлено соотношение традиционных видов хозяйственной деятельности, бытовой жизнедеятельности и традиционного природопользования. Сформулирована авторская дефиниция «традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера», сделаны теоретико-методологические выводы относительно структуры традиционного образа жизни и концептуального значения формирования эффективных механизмов его специальной правовой защиты.




Рассматривая проблематику определения содержания и разработки эффективных механизмов правовой защиты традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — КМНС), важнейшей теоретико-методологической задачей представляется раскрытие самого понятия «традиционный образ жизни коренных народов» как в соответствии с внутригосударственным российским законодательством и международно-правовыми стандартами, так и с точки зрения доктринальной разработки исследуемой категории.

На наш взгляд, право на традиционный образ жизни исключительно важно рассматривать в фарватере гуманистической парадигмы современного правового развития, в основе которого находятся индивидуальные и коллективные права человека и социальных групп, включая этнические общности, нуждающиеся в особой правовой защите в силу специфических особенностей, экзистенциально необходимых для сохранения национальной, культурной, духовной идентичности таких коллективных субъектов правовых отношений, а также обеспечения достаточного уровня их социально-экономического благополучия и активного участия в политической системе общества.

Современные подходы к обеспечению прав коллективных субъектов, к которым, безусловно, относятся и общины КМНС, отличаются несколькими характерными особенностями и концептуальными принципами формулирования и практической реализации.

Во-первых, коллективные права признаны и закреплены как на международно-правовом, так и на конституционном уровне. При этом ключевым коллективным правом коренных народов является право на самоопределение, которое достаточно долгое время признавалось в международном праве единственным коллективным правом, которое невозможно обеспечить только лишь через реализацию индивидуальных прав, присущих отдельным индивидам, из совокупности которых априори состоят коллективные субъекты.

В то же время Декларация ООН о правах коренных народов, принятая резолюцией ГА ООН 61/295 от 13 сентября 2007 г., определила принципиально новый подход, который заключается в описании абсолютного большинства прав коренных народов в качестве коллективных, т.е. реализуемых исключительно коллективно и имеющих носителем именно народ как коллективный субъект правовых отношений.

Список литературы

1. Ледков Г.П. Проблемы правового регулирования традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Пути решения / Г.П. Ледков // Современное состояние и пути развития коренных малочи
2. Малышева М.С. Проблемы традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). Пути их решения / М.С. Малышева, И.В. Самсонова // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 9–1. С. 89–94.

Остальные статьи