Взаимодействие институтов государства и религиозных объединений как важный фактор обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации
Аннотация
В статье автор рассматривает взаимодействие институтов государства и религиозных объединений. Рассмотрены причины возникновения конфронтации в многонациональном российском социуме, в том числе в религиозном вопросе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 02/2024 |
Страницы | 24-26 |
DOI | 10.18572/2221-3287-2024-2-24-26 |
Заявленный плюрализм идеологии, отказ государства от доминирования в духовно-нравственной сфере, которые оформлены в ст. 13 Конституции Российской Федерации, привели к тому, что в 90-х годах ХХ в. в российской общественности проявились деструктивные процессы. Это способствовало возникновению конфронтации в многонациональном российском социуме, в том числе в религиозном вопросе.
Побудительными причинами возникновения подобных негативных социально-правовых явлений стали как агрессивные информационно-политические воздействия внешних сил по пропаганде либеральных духовно-нравственных ценностей, не свойственных внутрироссийским отношениям, так и усиление интересов проживающих в России меньшинств, стремившихся установить свои культурно-идеологические доминанты в национальных регионах страны после «парада суверенитетов». Результатами подобных культурно-идеологических практик в российской общественности стали возникновение тенденции на тлетворное развращение объединяющей государство духовно-нравственной среды, размежевание исторической самобытности этносов, проживающих на территории современной России, ведущие к подрыву государственного суверенитета, безопасности и утрате исторически сложившихся нормативно-ценностных ориентиров.
Руководство государства в конце ХХ — начале ХХI вв., осознав, что дестабилизация национальной духовно-нравственной среды ведет к внутригражданским противоречиям и конфликтам, приняло ряд важных законодательных актов по защите традиционных духовно-нравственных ценностей и установило диалог с общественностью. В этих актах проблема духовно-нравственного развития общества приобрела характер важного государственного интереса, который направлен на сохранение исторически сложившихся самобытных внутрироссийских традиций и ценностей.
Реализация закрепленного юридического механизма по защите национальных духовно-нравственных интересов и последующего правового регулирования государственно-религиозных отношений потребовала создания соответствующих институтов государства и гражданского общества. Это позволило упорядочить роль и участие религиозных объединений в социально-правовой жизни, минимизировать деструктивные процессы по дестабилизации гражданского мира и согласия в многонациональном составе российской общественности, выстроить диалог федеральной власти с властями и народными движениями национальных субъектов Федерации.
В настоящее время парадигма соотношения религии и права в качестве важного фактора обеспечения национальной безопасности получила очередную актуализацию в свете научно-технологической цифровизации всех сфер социально-правовых отношений. Более того, усилились внешнеполитические вызовы и угрозы со стороны Соединенных Штатов Америки и их сателлитов по культурно-идеологической отмене и последующему забвению самобытных национальных традиций и ценностей на мировой арене с целью установления на планетарном уровне в духовно-нравственной среде гегемоний либеральных ценностей. Это создало проблемное поле как для научных изысканий, так и для законотворческой деятельности специалистов в вопросе обеспечения национальной безопасности страны. Тем более что цифровизация активно способствует смене традиционных форм общения человека в обществе, взаимодействию институтов гражданского общества и государства, благодаря чему стали применяться электронные инструменты, искусственный интеллект. Параллельно киберпространство предоставило пользователю виртуального общения универсальную свободу прав, ответственности и анонимность. Поэтому начался процесс гибридизации традиционных религиозных отношений с нарождающимися цифровыми, где искусственный интеллект рассматривается в качестве субъекта права, а иногда и доминанты отношений. Это привело к созданию в виртуальной среде бесконтрольных цифровых религиозных сетевых формаций, которые не соответствуют каноническим требованиям традиционных монотеистических религий и национальным правовым стандартам, обязательным для формирования реальных религиозных сообществ. Как следствие, возникли деструктивные проявления между виртуальной и реальной социальной средой в религиозных отношениях, ведущие к затяжным культурно-идеологическим конформизмам, подмене духовно-нравственных ценностей и форм государственно-религиозного взаимодействия. При этом текущих государственно-правовых регуляторов в сфере высоких цифровых технологий по вопросу об ограничении влияния искусственного интеллекта на человеческую духовно-нравственную среду нет.