Право, государство и гражданское общество в контексте объекта и предмета юридической науки
Аннотация
Исследование гражданского общества и государства, а также правовых явлений, выбор методологических средств для его осуществления во многом детерминированы особенностями этих объектов. Без обращения к сущностным сторонам, наиболее глубинным закономерностям их бытия исследование может оказаться не просто поверхностным, а увести ученого в мир фантомов, симулякров и даже оксюморонов, которые будут жить своей жизнью, формировать собственную реальность, слабо затрагивая эмпирическую реальность. Гражданское общество, государство и право с позиций постнеклассической методологии предстают не только и не столько как эмпирические объекты, а как определенные мыслительные конструкты. В этом плане объект и предмет юридической и иных гуманитарных наук в некотором смысле смыкаются: модель описания общества, государства и права, очерчивая предмет исследования как проблемные вопросы их функционирования и развития, одновременно выступает как самостоятельное явление, которое может включаться в объект исследования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 02/2024 |
Страницы | 20-23 |
DOI | 10.18572/2221-3287-2024-2-20-23 |
Постнеклассическая наука (отметим также вариант выделения постклассической науки) основывается на ряде принципов, которые мы так или иначе освещали в своих работах и которые получили отражение в научных правовых исследованиях соответствующего порядка. В связи с этим обращение к вопросам объекта и предмета исследования в юридической науке, с учетом постнеклассических (постклассических) методологических средств и принципов отношения к окружающей реальности, выглядит актуальным и способным пролить новый свет на устоявшиеся представления.
Цель исследования — формирование научно обоснованных знаний о праве и гражданском обществе как об элементах объекта юридической науки, а также об особенностях их отражения в предмете исследования указанных наук, с учетом постнеклассических методов исследования правовых явлений.
Объект и предмет исследования юридической науки анализировались в отечественной науке зачастую в рамках теории государства и права; в работах непосредственно по методологии юридической науки можно встретить не так много. Единство взглядов в советский период достигалось во многом за счет философской мировоззренческой базы марксистского характера; предмет юриспруденции в этом плане трактовался как закономерные, объективные свойства правовой действительности; в свою очередь, объект исследования — внешние явления социального порядка, такие как государство, право, взятые в их единстве, движении и историчности. Таким образом, предмет исследования до настоящего времени часто трактуется как закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, а объект как государство, право (с добавлением, соответственно, государственно-правовой действительности, государственно-правовой практики). Тем не менее еще в советских научных работах указывалось, что предмет науки представляет собой точку зрения на объект; объект уже в первом приближении нельзя рассматривать в качестве оторванной от субъекта познания и противопоставленной ему объективной реальности, он может быть представлен как одна из сторон, сфер, структур жизнедеятельности государственно организованного общества.
Очевидно, что представленное выше видение предмета и объекта во многом связано с господством в советском (позднее российском) правоведении нормативистского и материалистического (марксистского) правопонимания. Указанные концепции как совместно, так и по отдельности вполне могут быть отнесены к классической науке, отражая ее методологические черты.
В неклассической науке постулаты классики подверглись существенному пересмотру: субъект способен влиять на ход исследования, он выбирает методологические средства, а интерпретация свойств объекта может быть различной, т.е. допускается несколько вариантов научного описания, каждый из которых может претендовать на относительную истину. В свою очередь, наука постнеклассическая предполагает некоторый симбиоз субъекта и объекта, их принципиальную связанность. Субъект, по существу, сам выступает как элемент объекта, он неразрывно с ним связан, тогда как объект, его понимание, выделение сущностных свойств зависит от объекта.