Роль волонтерства в гражданском обществе Российской Федерации
Аннотация
В статье дан анализ федерального законодательства, а также уставов волонтерских организаций относительно понятия, функций, принципов, организационно-правовых форм деятельности добровольческих (волонтерских) организаций. Высказана концепция о наличии конституционно-правового статуса, общего для всех волонтерских организаций, и локально-нормативного статуса конкретных волонтерских организаций. Предложена классификация функций волонтерства на организационную, социальную, гуманитарную и воспитательную. В качестве пробела в правовой регламентации волонтерства отмечено отсутствие в федеральном законодательстве нормы о принципах волонтерства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское общество в России и за рубежом № 02/2024 |
Страницы | 13-16 |
DOI | 10.18572/2221-3287-2024-2-13-16 |
В последнее десятилетие XXI в. в связи с такими событиями, как борьба с коронавирусом, СВО, значительно активизировалась роль волонтерства в развитии гражданского общества, сплочении населения вокруг решения актуальных задач как гражданского общества, так и российского государства. В связи с этим представляет интерес конституционно-правовая природа этого явления. Волонтерство, как индивидуальное, так и коллективное, является составной частью гражданского общества.
В Конституции РФ нет главы о гражданском обществе, хотя в одном из проектов будущей российской Конституции такая глава имела место. Однако воплощения в действующей Конституции РФ глава «Гражданское общество» не получила, хотя именно гражданское общество должно быть основным партнером конституционного, демократического, правового государства.
Вместе с тем в Конституции РФ имеются конституционные нормы-принципы, определяющие базу организации и деятельности гражданского общества, а именно ст. 3, закрепляющая носителем суверенитета народ, который осуществляет свою власть не только через органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и, прежде всего, непосредственно. Одной из конституционных основ непосредственного осуществления народом своей власти посредством объединения граждан вокруг структурных подразделений гражданского общества является ст. 13 Конституции РФ, закрепляющая идеологическое и политическое многообразие, формой проявления которого служит деятельность общественных объединений, которые равны перед законом. Конституционной основой формирования и деятельности волонтерских организаций в РФ является также ст. 30 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Предписания данных конституционных норм применительно к теме исследования получили детализацию в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
Положения названных федеральных законов получают развитие в локальных нормативных актах самих волонтерских организаций в виде принятых ими уставов и положений о собственном статусе. Уставы волонтерских организаций, «будучи их своеобразными неюридическими конституциями, выступают ядром всех внутриорганизационных нормативных актов». Вместе они определяют, по мнению И.А. Щиглик, конституционно-уставной статус, являющийся ядром организационно-правового статуса волонтерских организаций.