Дата публикации: 23.05.2024

Образ ученого-юриста в истории отечественной юриспруденции: к вопросу о факторах формирования гражданского общества в России

Аннотация

В статье конструируется обобщенный образ ученого-юриста в контексте истории отечественной юридической науки, выделяются основные его профессиональные и личностные характеристики, показана связь с процессом формирования гражданского общества в России и развитием научного сообщества как части гражданского общества.




Создать образ ученого-юриста — значит обозначить место и роль юридической науки в современном мире. Вместе с тем определить перспективы развития юриспруденции как научной и практической области жизни российского человека, где он может реализовать свои законные интересы.

Что есть образ и как он формируется? Это понятие на протяжении многих веков является неотъемлемой частью предмета исследования философии, психологии, социологии, эстетики и т.п. К сожалению, в малой степени изучается самой юридической наукой. Есть мнение, что впервые это понятие ввел английский философ Уильям Уэвелл в работе «Философия индуктивных наук, опирающаяся на их историю» (1840 г.), употребив термины science (наука) и scientist (ученый). Однако данное утверждение есть определенное заблуждение, у русского человека понятия «ученый» и «наука» находились в обиходе уже в XVIII в. Так, в «Проэкте учреждения Академии с назначением на содержание оной доходов…» (1724 г.) мы обнаруживаем следующие утверждения: § 1. «Университет есть собрание ученых людей (здесь и далее выделено нами. — М.К.), которые наукам высоким, яко феологии и юриспруденции (прав искусству), медицины, философии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оные обретаются, знают, но и чрез новые инвенты (открытия. — М.К.) оные совершить и умножить тщатся, а о обучении прочих никакого попечения не имеют». Несколько позже в «Регламенте Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге» 1747 г. находим продолжение этого утверждения: § 36. «Россия не может еще тем довольствоваться, чтобы только иметь людей ученых, которые уже плоды науками своими принося, но чтобы всегда на их месте заблаговременно наставлять в науках молодых людей…».

Таким образом, изначально понималось, что наука — это особая сфера творческой деятельности человека, что научное сообщество — элитарная часть общества, институционально организованная, что это явление преемственное, а ученые — люди, не только созидающие новое знание, но и нацеленные на передачу этих знаний новым поколениям, они находятся в эпицентре общественного прогресса. Не случайно понятие ученого в обыденной жизни ассоциируется с такими понятиями, как мудрец, эрудит, просвещенная голова, учитель и т.п. Феномен ученого складывается исторически по мере изменения отношения к науке.

Вопрос о том, когда определенная сфера человеческой деятельности, в нашем случае юридической, может быть названа наукой, несмотря на всю очевидность ответа, все-таки остается в полемическом поле юридической общественности. Первоначально понятие науки не всегда согласовывалось с понятием «ученый» в том смысле, который вкладывается в него сегодня. По мнению Ф.Л. Морошкина, «русская первоначальная юриспруденция есть собственно юриспруденция дъяческая». Далее он пишет: «Вот начало русской юриспруденции — начало весьма неблистательное: холопы защищают в суде права своих хозяев, — и далее, — …дворянство стыдилось знать законы своего Отечества, чтобы не прослыть подъячими… Наука — плод терпения и личных талантов, не привлекала к себе… Он (дворянин. — М.К.) стыдился науки, чтобы не сочли педантом, стыдился знать законы, по коим устраивается и сохраняется государство, — законы, коими защищается личность и собственность гражданина, — стыдился имени благовоспитанного человека (курсив наш. — М.К.)».

Список литературы

1. Кожевина М.А. Становление и развитие отечественной юридической науки в XVIII–XIX вв. : монография / М.А. Кожевина. Омск : Омская академия МВД России, 2013. 198 с.
2. Кожевина М.А., Ящук Т.Ф. Эволюция науки истории права и государства России (XVIII–X вв.) : монография / М.А. Кожевина, Т.Ф. Ящук. Москва : Норма: ИНФРА-М, 2023. 576 с.
3. Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы : к пятидесятилетию судебных уставов. 1864, 20 ноября 1914 / А.Ф. Кони. Москва : т-во И.Д. Сытина, 1914. 296 с.
4. Коркунов Н.М. История философии права : пособие к лекциям / Н.М. Коркунов. 5-е изд., без перемен. Санкт-Петербург : тип. А.С. Суворина, 1908. 431 с.
5. Морошкин Ф.Л. Об участии Московского университета в образовании отечественной юриспруденции / Ф.Л. Морошкин // Ученые записки Императорского Московского университета. 1834. № 7. С. 205–255.
6. Петряков Л.Д. Перцепция и интенция: образ ученого в СМИ и идеализированный объект науки / Л.Д. Петряков // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 3. № 1. С. 29–32.
7. Спивак В.И. Теория индукции Уильяма Уэвелла / В.И. Спивак // Серия: Мыслители, Я. (А. Слинин) и МЫ. Вып. 10. К 70-летию профессора Ярослава Анатольевича Слинина. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2002. C. 507–518.
8. Станиславский А.Г. О ходе законоведения в России и о результатах современного его направления / А.Г. Станиславский. Санкт-Петербург : тип. Академии наук, 1853. 110 с.
9. Томсинов В.А. Московское юридическое общество при императорском Московском университете / В.А. Томсинов // Законодательство. 2002. № 3. С. 88–94.
10. Томсинов В.А. Российские правоведы XVIII — XX веков : очерки жизни и творчества. В 3 томах. Т. 1 / В.А. Томсинов. 2-е изд., доп. Москва : Зерцало-М, 2015. 468 с.
11. Шухно Е.В Образ ученого: реконструкция исследований и концептуализация понятий / Е.В. Шахно, А.П. Соловей // Социологический альманах. 2022. № 13. С. 105–118.

Остальные статьи