Дата публикации: 23.05.2024

Конституционно-правовое регулирование применения международных санкций в Швеции

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению конституционно-правового регулирования международных экономических и политических санкций, а также механизму их реализации в Швеции. В статье анализируются базовые конституционные нормы, регламентирующие правовые основы для принятия решений о применении международных санкций, описывается роль шведского парламента (Риксдага) и правительства в данном процессе. Что же касается реализации решений о применении международных санкций, то особую роль в этой процедуре играют отдельные шведские исполнительные агентства и службы, характеристике статуса и задач которых авторы отводят отдельное место в настоящей статье. Несмотря на то, что применение международных санкций осуществляется в Швеции, прежде всего, на основе соответствующих резолюций, принятых в рамках ООН и ЕС, сам порядок реализации ограничительных мер регламентируется специальным внутринациональным нормативным актом — Законом об отдельных международных санкциях от 29 февраля 1996 г., который является на текущий момент основным специальным законом, описывающим порядок реализации международных санкций, пределы их распространения, перечень объектов, которые могут стать предметом ограничительных мер и т.д. Под действие Закона об отдельных международных санкциях попадают нарушения, совершенные на территории Швеции, а также совершенные шведскими гражданами за границей. Отдельное внимание в настоящей статье авторы уделяют вопросу ответственности за нарушение законодательства о применении международных санкций.




Международные санкции политического и экономического характера являются средством давления как на отдельные государства, так и на контрагентов. Этот довольно древний механизм, зародившийся еще в Древней Греции, стал регулироваться на международно-правовом уровне в XX в. и достиг апогея применения в XXI в.

В Конституции Швеции, как и в конституциях большинства современных государств, отсутствуют специальные параграфы, регламентирующие возможность и условия применения международных санкций. По своей собственной инициативе Швеция не принимает решений о наложении международных санкций. Санкционная политика Швеции и применение ею международных санкций осуществляются на основе соответствующих решений, принятых в рамках ООН или ЕС. Однако принятие подобных решений Советом Безопасности ООН (далее – СБ ООН) или ЕС не порождает автоматические обязательства для Швеции по следованию им. Обязательность применения международных санкций для Швеции вытекает из специального закона, предусматривающего применение особой правотворческой процедуры с участием шведского правительства и парламента.

В Акте о форме правления Швеции 1974 г., который является одним из четырех конституционных законов этой страны, закреплены правовые основы, регламентирующие условия и порядок делегирования принятия решений, связанных с выполнением административных, юридических и иных функций, наднациональным и международным органам и организациям. Такая конституционная возможность является важной отправной точкой в регулировании правового механизма присоединения Швеции к международным санкциям и их применении. Прежде всего, стоит указать на базовую конституционную норму, содержащуюся в §10 главы 1 Акта о форме правления, провозглашающую участие страны в наднациональных органах и международных организациях: «Швеция является членом Европейского Союза. Швеция участвует в международном сотрудничестве в рамках ООН и Совета Европы». Указанная норма является исходной, поскольку она размещена в главе, посвященной основным принципам государственного строя. Принципы, перечисленные в главе 1, лежат в основе иных норм, содержащихся в других главах Акта о форме правления.

Принцип участия страны в международных и наднациональных органах дополняется таким конституционным принципом внешних сношений, как принцип ограничения государственного суверенитета и делегирования полномочий государственных органов международным и наднациональным органам и организациям. Названному принципу посвящены §6–8 главы 10 Акта о форме правления. Так, согласно §6 главы 10 Акта о форме правления в рамках сотрудничества в ЕC Риксдаг Швеции может передавать право принятия решений, не затрагивающих принципы государственного строя, иным органам. При этом такая передача предусматривает обеспечение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Актом о форме правления и Европейской конвенцией о защите прав и основных свобод, в той сфере, в которой происходит передача полномочий.

Парламент может также передавать полномочия вне связи с сотрудничеством в рамках ЕС. Данная возможность вытекает из §7 главы 10 Акта о форме правления, в соответствии с которым передача полномочий по принятию решений, связанных с выполнением юридических или административных функций, а также заключением либо денонсацией международных договоров или обязательств, возможна для целей мирного сотрудничества в ограниченном объеме международной организации, членом которой Швеция является или намеревается стать, а также международному суду.

Список литературы

1. Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии / М.А. Исаев. Москва : Городец, 2004. 398 с.
2. Кёхлер Х. Санкции и международное право / Х. Кёхлер // Вестник международных организаций. 2019. Т. 14. № 3. С. 27–47.
3. Конституционно-правовой механизм применения норм международного права в зарубежных странах : монография / И.А. Ракитская, Ю.И. Лейбо, Е.Я. Павлов [и др.] ; под редакцией К.В. Карпенко. Москва : МГИМО-Университет, 2019. 300 с.
4. Конституционно-правовые основы внешней политики в зарубежных странах : коллективная монография / О.О. Базина, Е.А. Водяницкая, Е.А. Войтович [и др.] ; под редакцией И.А. Ракитской. Москва : Прометей, 2020. 289 с.
5. Кремянская Е.А. Конституционно-правовые и внешнеполитические аспекты экономических санкций США / Е.А. Кремянская, Ю.И. Лейбо // Право и управление. XXI век. 2018. № 4 (49). С. 3–11.
6. Правительство в зарубежных странах / под редакцией К.В. Карпенко. Москва : МГИМО-Университет, 2016. 368 с.
7. Holmberg E. Vår författning / E. Holmberg, N. Stjernquist. 13-nde uppl. Stockholm : Norstedts Juridik AB, 2005.
8. Nergelius J. Svensk Statsrätt / J. Nergelius. Stockholm : Studentlitteratur, 2010. 581 s.
9. The Nordic Constitutions. A Comparative and Contextual Study / eds. by Krunke, B. Thorarensen. Oxford, London : Hart Publishing, 2018. 269 p.

Остальные статьи