Дата публикации: 23.05.2024

Институт федеральных территорий в зарубежных конституционных правопорядках

Аннотация

Статья посвящена институту федеральных территорий в конституционных правопорядках зарубежных государств. Посредством сравнительно-правового анализа установлены сходства и различия в принципах, целях, а также правовых основах создания и функционирования федеральных территорий. Сделан вывод о том, что, будучи разнообразными по своей правовой природе, федеральные территории объединяет нормативно закреплённая возможность центральной власти осуществлять прямое управление территориями с соответствующим правовым статусом.




В законодательстве многих федеративных государств предусмотрена возможность учреждения и функционирования в его пределах территориальных единиц с особым статусом, который выражается в прямой подчинённости центральной власти. Вариативность форм непосредственного управления федеральной властью внутригосударственными территориальными образованиями в зарубежных правопорядках, в свою очередь, обусловлена влиянием на их становление уникальных социально-политических факторов, что оказывает влияние на правовое положение федеральных территорий. Например, С.В. Прасковой отмечалось существование двойственного подхода к организации функционирования федеральной территории: она может либо иметь ограниченный суверенитет, либо вовсе лишена его.

Не меньшую значимость для исследования данного института представляют особенности территориальной организации публичной власти, всеобъемлюще изученные отечественными учёными. В частности, они рассматривались через призму российского федерализма и конституционализма; связи федеральных территорий с федеральными округами, а также многообразия конституционно-правовых моделей.

Федеральные территории широко распространены в зарубежных правопорядках: в конституциях современных федеративных государств закреплены полномочия федерального центра по осуществлению прямого управления такими территориями. В зависимости от цели их создания можно выделить столичные федеральные территории и федеральные владения прямого федерального подчинения.

Первой в мире федеральной территорией является федеральный столичный округ Колумбия, учреждённый в США принятым 16 июля 1790 г. Актом «О местопребывании». Статусом столицы, в свою очередь, был наделён город Вашингтон, основанный годом позже.

Текущее правовое положение округа установлено Законом о самоуправлении и правительственной реорганизации округа Колумбия, в соответствии с которым систему органов власти данной территории составляет мэр и городской совет, избираемые населением столицы. Федеральные власти в лице Конгресса наделены правом вето в отношении законов, принятых городским советом, в то время как Президент обладает правом назначать судей округа.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Российский федерализм: размышления о современной модели / С.В. Авакьян // Ученые записки юридического факультета. 2014. № 34 (44). С. 31–36.
2. Безруков А.В. Проблемы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов в сфере исполнительной власти / А.В. Безруков // Журнал российского права. 2001. № 1 (50). С. 110–117.
3. Бекирова Ф.С. Состояние и перспективы развития федеральных округов в современных условиях / Ф.С. Бекирова // Право и практика. 2018. № 4. С. 65–69.
4. Беленко Н.М. Три этапа развития федерализма в постсоветской России / Н.М. Беленко, М.В. Столяров // Федерализм. 2006. № 3. С. 33–56.
5. Дементьев А.Н. Федеральная территория «Сириус», город «Иннополис» – административно-территориальные и муниципальные единицы, географические объекты? / А.Н. Дементьев // Гражданин и право. 2021. № 3. С. 77–86.
6. Дзидзоев Р.М. К вопросу о федерализации России / Р.М. Дзидзоев // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 2. С. 3–6.
7. Зернов И.В. Конституционные особенности статуса федеральной территории: вопросы теории и практики / И.В. Зернов // Пролог: журнал о праве. 2021. №. 1 (29). С. 14–23.
8. Ирхин И.В. Конституционно-правовой статус неинкорпорированных территорий США / И.В. Ирхин // Правоведение. 2018. Т. 62. № 3. С. 484–500.
9. Ирхин И.В. Федеральные территории и федеральные округа: смешение конституционно-правовых моделей / И.В. Ирхин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 6 (67). С. 30–37.
10. Лексин И.В. Федеральные территории в России: перспективы и проблемы реализации конституционных нововведений / И.В. Лексин // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 8. С. 28–33.
11. Мусинова Н.Н. Федеральная территория: особенности, зарубежный опыт и российский проект / Н.Н. Мусинова // Самоуправление. 2020. № 5. С. 345–348.
12. Праскова С. В. О федеральных территориальных единицах / С.В. Праскова // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 12. С. 1543–1551.
13. Тарр А. Симметрия и асимметрия в американском федерализме // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2007. Т. 3. № 1. С. 5–33.
14. Blocher J. Puerto Rico and the Right of Accession / J. Blocher, M. Gulati // Yale Journal of International Law. 2018. Vol. 43. Iss. 2. P. 229–271.
15. Wolman H. Capital Cities ant their National Governments: Washington, D. C. in Comparative Perspective / H. Wolman, J. Chadwick, A. Karruz [et al.] // Working Paper Number 30. June 11, 2007. George Washington Institute of Public Policy, 2007. 31 p.

Остальные статьи