Реализация конституционного принципа независимости судебной власти при определении целей судебного управления
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы определения целей внешнего и внутрисистемного судебного управления в их соотношении с независимостью судебной власти. Показано, как цели судебного управления связаны с устанавливающими их субъектами, реальностью достижения, соответствием фактических целей декларируемым. Рассматриваются причины, препятствующие достижению целей, направленных на обеспечение независимости судебной власти. Обосновывается важность критериев оценки результата судебного управления при постановке целей развития судебной системы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 05/2024 |
Страницы | 39-48 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-5-39-48 |
Одним из видов государственной власти в Российской Федерации является судебная власть, исследуемая в конституционно-правовой сфере через принципы организации деятельности судов, в том числе через конституционный принцип независимости судебной власти. Вопросы, связанные с реализацией этого принципа, имеют непреходящую актуальность. Аргументы в пользу такого вывода представлены, в частности, данными социологических исследований. Так, динамика уровня независимости судов в Российской Федерации за период с 2006 по 2015 гг. имела слабый и неустойчивый прогресс (при оценке от 1 (низший уровень) до 7 (высший уровень)): 2006 г. – 2,29, 2010 г. – 2,72, 2011 г. – 2,6, 2012 г. – 2,56, 2013 г. – 2,68, 2014 г. – 2,9, 2015 г. – 2,9, и если в 2011 г. Российская Федерация по уровню независимости суда занимала 123 место среди других стран (чем выше место, тем выше степень независимости), то к 2015 г. поднялась на 108 место. В более поздних социологических исследованиях, направленных на изучение общественного доверия, «необходимого условия существования независимой судебной власти», отмечается, что с 2017 по 2020 гг. увеличилось количество лиц, отрицательно оценивших судебную систему (в 2017 г. – 34% опрошенных, в 2018 г. – 40%, в 2020 г. – 41%), что подтвердил опрос ВЦИОМ, согласно которому на конец 2020 г. доверяют российским судам 35,4% опрошенных, не доверяют – 41,4%. Исследованиями ФОМ установлено, что за 2018–2020 гг. число лиц, считавших, что суды должны быть не зависимыми от политического руководства страны, возросло с 42 до 53%, а число тех, кто выступал за подконтрольность судов, снизилось с 45 до 36%. Независимость судебной власти обеспечивается в проектировании, реализации, рефлексии системы судебного управления, где доминирующими предметами проектирования выступают цель, задачи управления. Цель определяет желательное состояние управляемой системы, результат управления, пути его реализации.
1. Полномочия субъектов судебного управления в определении целей судебной системы
Поскольку управление всегда имеет цель, оно предполагает требуемое поведение управляемой системы, где определяющее значение имеет то, с чьей точки зрения требования выдвигаются. Для судебной системы цели-задания «формулируются на конституционном и законодательном уровне, детализируются в других правовых актах» в пределах полномочий субъектов управления.
Так, в частности, полномочия Президента РФ следуют из общей компетенции по определению направлений государственной политики, участия в назначении на должности и прекращении полномочий отдельных категорий судей (ст. 80, п. «е», «е3» ст. 83 Конституции РФ), деятельности Комиссии по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – СПЧ). Полномочия Правительства РФ обусловлены его компетенцией по обеспечению: законности, прав, свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, управлению федеральной собственностью; финансирования судов только из федерального бюджета (ст. 114, 124 Конституции РФ); реализации национальных целей, проектов, формирования федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и общенациональных планов действий; выработкой Минюстом России под руководством Президента РФ политики в отношении порядка деятельности судов. В субъектах РФ органы исполнительной власти осуществляют организационное обеспечение деятельности мировых судей. Прямое участие законодательной власти в целеполагании деятельности судебной системы нормативно не закреплено, но Конституционный Суд РФ (далее – КС РФ) отметил обязанность законодателя предусмотреть организационные условия осуществления судьями своих полномочий, обеспечивающие разбирательство дела независимым судом. Через принятие федеральных законов и федеральных конституционных законов законодательная власть определяет систему судов, организацию их деятельности, финансирование, порядок судопроизводства; в ведении Совета Федерации РФ (далее – СФ РФ) находятся вопросы назначения на должность и прекращения по представлению Президента РФ отдельных категорий судей (ст. 105, 106, 108, п. «ж», «л» ст. 102 Конституции РФ), рассмотрения федеральных и региональных целевых программ по вопросам судебной системы.