Дата публикации: 23.05.2024

Реализация конституционного принципа независимости судебной власти при определении целей судебного управления

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы определения целей внешнего и внутрисистемного судебного управления в их соотношении с независимостью судебной власти. Показано, как цели судебного управления связаны с устанавливающими их субъектами, реальностью достижения, соответствием фактических целей декларируемым. Рассматриваются причины, препятствующие достижению целей, направленных на обеспечение независимости судебной власти. Обосновывается важность критериев оценки результата судебного управления при постановке целей развития судебной системы.




Одним из видов государственной власти в Российской Федерации является судебная власть, исследуемая в конституционно-правовой сфере через принципы организации деятельности судов, в том числе через конституционный принцип независимости судебной власти. Вопросы, связанные с реализацией этого принципа, имеют непреходящую актуальность. Аргументы в пользу такого вывода представлены, в частности, данными социологических исследований. Так, динамика уровня независимости судов в Российской Федерации за период с 2006 по 2015 гг. имела слабый и неустойчивый прогресс (при оценке от 1 (низший уровень) до 7 (высший уровень)): 2006 г. – 2,29, 2010 г. – 2,72, 2011 г. – 2,6, 2012 г. – 2,56, 2013 г. – 2,68, 2014 г. – 2,9, 2015 г. – 2,9, и если в 2011 г. Российская Федерация по уровню независимости суда занимала 123 место среди других стран (чем выше место, тем выше степень независимости), то к 2015 г. поднялась на 108 место. В более поздних социологических исследованиях, направленных на изучение общественного доверия, «необходимого условия существования независимой судебной власти», отмечается, что с 2017 по 2020 гг. увеличилось количество лиц, отрицательно оценивших судебную систему (в 2017 г. – 34% опрошенных, в 2018 г. – 40%, в 2020 г. – 41%), что подтвердил опрос ВЦИОМ, согласно которому на конец 2020 г. доверяют российским судам 35,4% опрошенных, не доверяют – 41,4%. Исследованиями ФОМ установлено, что за 2018–2020 гг. число лиц, считавших, что суды должны быть не зависимыми от политического руководства страны, возросло с 42 до 53%, а число тех, кто выступал за подконтрольность судов, снизилось с 45 до 36%. Независимость судебной власти обеспечивается в проектировании, реализации, рефлексии системы судебного управления, где доминирующими предметами проектирования выступают цель, задачи управления. Цель определяет желательное состояние управляемой системы, результат управления, пути его реализации.

1. Полномочия субъектов судебного управления в определении целей судебной системы

Поскольку управление всегда имеет цель, оно предполагает требуемое поведение управляемой системы, где определяющее значение имеет то, с чьей точки зрения требования выдвигаются. Для судебной системы цели-задания «формулируются на конституционном и законодательном уровне, детализируются в других правовых актах» в пределах полномочий субъектов управления.

Так, в частности, полномочия Президента РФ следуют из общей компетенции по определению направлений государственной политики, участия в назначении на должности и прекращении полномочий отдельных категорий судей (ст. 80, п. «е», «е3» ст. 83 Конституции РФ), деятельности Комиссии по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – СПЧ). Полномочия Правительства РФ обусловлены его компетенцией по обеспечению: законности, прав, свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, управлению федеральной собственностью; финансирования судов только из федерального бюджета (ст. 114, 124 Конституции РФ); реализации национальных целей, проектов, формирования федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и общенациональных планов действий; выработкой Минюстом России под руководством Президента РФ политики в отношении порядка деятельности судов. В субъектах РФ органы исполнительной власти осуществляют организационное обеспечение деятельности мировых судей. Прямое участие законодательной власти в целеполагании деятельности судебной системы нормативно не закреплено, но Конституционный Суд РФ (далее – КС РФ) отметил обязанность законодателя предусмотреть организационные условия осуществления судьями своих полномочий, обеспечивающие разбирательство дела независимым судом. Через принятие федеральных законов и федеральных конституционных законов законодательная власть определяет систему судов, организацию их деятельности, финансирование, порядок судопроизводства; в ведении Совета Федерации РФ (далее – СФ РФ) находятся вопросы назначения на должность и прекращения по представлению Президента РФ отдельных категорий судей (ст. 105, 106, 108, п. «ж», «л» ст. 102 Конституции РФ), рассмотрения федеральных и региональных целевых программ по вопросам судебной системы.

Список литературы

1. Конституционный мониторинг: Концепция, методика и итоги экспертного опроса в России в марте 2013 года / Ю.Н. Благовещенский [и др.] ; под редакцией А.Н. Медушевского. Москва : Институт права и публичной политики, 2014. 183 с.
2. Van Dijk F. A Method for Assessment of the Independence and Accountability of the Judiciary / F. van Dijk, G. Vos // International Journal for Court Administration. 2018. Vol. 9. Iss. 3. P. 1–21. DOI: 10.18352/ijca.276.
3. Rı´os-Figueroa J. An Evaluation of Cross-National Measures of Judicial Independence / J. Rı´os-Figueroa, J.K. Staton // Journal of Law Economics and Organization. 2014. Vol. 30. Iss. 1. P. 104–137.
4. Pimentel D. Reframing the Independence v. Accountability Debate: Defining Judicial Structure in Light of Judges’ Courage and Integrity / D. Pimentel // Cleveland State Law Review Home. 2009. Vol. 57. Iss. 1. P. 1–35.
5. Фоков А.П. Приоритеты судебной власти в системе разделения властей / А.П. Фоков // Российская академия юридических наук. Научные труды. Вып. 2. Т. 1. Москва : Юрист, 2002. С. 690–700.
6. Новиков Д.А. Методология управления организационными системами / Д.А. Новиков. Москва : МПСИ, 2005. 584 с.
7. Новиков Д.А. Методология управления / Д.А. Новиков. Москва : Диброком, 2011. 128 с.
8. Новиков А.М. Методология: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. Москва : URSS, 2013. 208 с.
9. Михайловская И.Б. Процессы управления в судебной системе : учебное пособие / И.Б. Михайловская. Москва : Проспект, 2012. 128 с.
10. Медушевский А.Н. Конституционный мониторинг: программа и результаты экспертного опроса в России / А.Н. Медушевский // Сравнительное конституционное обозрение. 2013. № 6 (97). С. 43–54.
11. Кравцова Л.Е. Независимость судей в судебном администрировании / Л.Е. Кравцова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 4 (51). С. 149–166.
12. Авакьян С.А. Конституционное право России : учебный курс. В 2 томах. Т. 2 / С.А. Авакьян. 5-е изд., перераб. и доп. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2014. 911 с.
13. Клеандров М.И. О стратегии развития механизма судебной власти в Российской Федерации / М.И. Клеандров // Российское правосудие. 2017. № 10 (138). С. 32–44.
14. Кененова И.П. Практика и проблемы организации разделения властей в Российской Федерации / И.П. Кененова // Современные проблемы организации публичной власти : монография / ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва : Юстицинформ, 2014. С. 115–174.
15. Волкова В.Н. Теория систем и системный анализ : учебник для академического бакалавриата / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2014. 616 с.
16. Васильев Д.С. Производительность и эффективность в оценке судебной деятельности / Д.С. Васильев // Право и политика. 2022. № 3. С. 49–79.
17. Васильев Д.С. Показатели судебной статистики как критерии оценки судебной деятельности / Д.С. Васильев // Право и политика. 2021. № 3. С. 79–100.
18. Бочкарев С.А. Состояние независимости институтов правосудия в Российской Федерации: социологическое исследование / С.А. Бочкарев // Российский журнал правовых исследований. 2019. Т. 6. № 1 (18). С. 9–24.
19. Бозров В.М. Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации : учебник / В.М. Бозров ; под редакцией В.М. Бозрова. Москва : Юстиция, 2017. 568 с.
20. Бобылев С.Н. Цели устойчивого развития ООН и Россия : доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год / С.Н. Бобылев, Л.М. Григорьев ; под редакцией С.Н. Бобылева и Л.М. Григорьева. Москва : Аналитический центр при Правительстве РФ, 2016
21. Алексеевская Е.И. Мониторинг верховенства права и доступа в суд: 25 лет судебной реформе / Е.И. Алексеевская. Москва : Инфотропик Медиа, 2017. 176 с.
22. Алексеевская Е.И. Законы развития судебной системы / Е.И. Алексеевская. Москва : Юстицинформ, 2016. 148 с.

Остальные статьи