О конституционно-правовом определении надзора, осуществляемого органами прокуратуры Российской Федерации, и его отражении в нормативных правовых актах
Аннотация
Статья посвящена проблеме определения конституционно-правовых понятий «надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов» и «надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», содержащихся в положении ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации. Поскольку данные понятия не ограничены рамками осуществления надзора в отношении деятельности конкретных субъектов права, делается вывод, что они шире по объему и содержанию понятий «надзор за исполнением законов» и «надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина», закрепленных в названиях глав 1 и 2 раздела III Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Автор полагает, что надзорная функция прокуратуры Российской Федерации до настоящего времени федеральным законом в полном конституционно-правовом объеме и содержании не определена. В этой связи выдвигается и обосновывается гипотеза, что в части, не определенной федеральным законом, отдельные направления надзора могут быть регламентированы нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и (или) Генерального прокурора Российской Федерации.
Ключевые слова
- органы прокуратуры
- надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
- надзорная функция прокуратуры Российской Федерации
- нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 05/2024 |
Страницы | 34-38 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-5-34-38 |
Согласно ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры РФ, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.
Основываясь на том, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), являясь в некоторых случаях самодостаточным нормативным правовым актом, допускающим возможность «… непосредственной правовой реализуемости ее норм», попытаемся понять собственное содержание и объем конституционно-правовых понятий «надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов» и «надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (далее – понятия, касающиеся надзорной деятельности органов прокуратуры).
Полагаем, что содержание и объем данных понятий уже определены обозначенной конституционной нормой, которая содержит их существенный признак, заключающийся в том, что надзорная деятельность связана с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми субъектами соответствующих правоотношений. При этом объем понятий, касающихся надзорной деятельности органов прокуратуры, по сути, формирует совокупность отдельных направлений надзорной деятельности по соблюдению Конституции РФ, всех прав и свобод человека и гражданина, а также исполнению всех законов.
В этой связи с учетом положения ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, согласно которому органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, мы делаем вывод о том, что органы прокуратуры по смыслу ч. 1 ст. 129 Конституции РФ осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, исполнением законов любыми субъектами, обязанными их соблюдать и исполнять. Представляется, что такой всеобъемлющий надзорный потенциал позволяет обеспечить законность на всей территории Российской Федерации, согласуется с природой правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ), а также позволяет эффективно исполнять обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 2 Конституции РФ).
В силу второго предложения ч. 1 ст. 129 Конституции РФ данный потенциал (весь объем и содержание надзорной функции прокуратуры РФ) определяется федеральным законом.