Конституционное судопроизводство в системе процессуальных форм защиты публичных прав
Аннотация
В статье исследуется проблема «конкуренции» полномочий Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в сфере защиты публичных прав и интересов. Конституционное судопроизводство рассматривается как самостоятельная процессуальная форма защиты, средство отправления правосудия. Показано, что дела об оспаривании нормативных правовых актов в настоящее время разрешаются как в порядке конституционного судопроизводства, так и в рамках административного, гражданского и арбитражного судопроизводств, легальный критерий их разграничения отсутствует, а любая проверка нормативного акта, в конечном итоге, ставит вопрос о его конституционности. Предложено сосредоточить все полномочия по рассмотрению указанных дел в Конституционном Суде РФ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 05/2024 |
Страницы | 29-33 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-5-29-33 |
В Российской Федерации государственная (судебная) защита гарантируется в отношении любого субъективного права – как частного, так и публичного. О необходимости смещения акцентов на охрану публичных прав писали многие исследователи, например В.А. Рязановский.
Защита нарушенного права или интереса осуществляется уполномоченным субъектом в соответствии с правилами, закрепленными федеральным законодательством, именуемыми «процессуальной формой защиты». Процессуальные формы защиты закреплены в ст. 118 Конституции РФ, и первым среди них значится «конституционное судопроизводство». Поэтому конституционное судопроизводство представляет собой отдельную форму отправления правосудия. На это указывается не только в законодательстве, но и в правовых позициях Конституционного Суда РФ.
Термин «конституционное правосудие» применяется как в законодательстве, так и в доктрине. Некоторые авторы понимают его в широком и узком смыслах, с чем можно согласиться. Зарубежные исследователи отмечают, что Конституционный Суд должен руководствоваться в первую очередь вопросами законности, а не политическими соображениями – что применимо, на наш взгляд, в отношении любого правового государства.
Обновление Конституции РФ в 2020 г. затронуло и процессуальные формы защиты прав. Так, в ст. 118 Конституции РФ было включено указание на арбитражное судопроизводство как самостоятельный вид судопроизводства. Особенности процессуальных форм защиты прав в порядке административного судопроизводства были закреплены в 2015 г. Кодексом административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ). По этой причине одним из наиболее актуальных в настоящее время вопросов является проблема разграничения процессуальных форм защиты публичных прав. Она имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку точное соблюдение норм процессуального права является залогом законности судебного решения, на что указывал Верховный Суд РФ.
Статья 118 Конституции РФ не называет критерий разграничения перечисленных в ней судопроизводств (процессуальных форм защиты). Надо отметить, что разграничение на основе природы рассматриваемых судом дел не может выступать достаточным критерием дифференциации процессуальных форм, так как по состоянию на сегодняшний день суды рассматривают и разрешают различные по своей природе дела в различных судопроизводствах. Например, в рамках уголовного судопроизводства может быть рассмотрен и разрешен по существу гражданский иск. Вопрос о том, какие при этом применяются процессуальные нормы – ГПК РФ или УПК РФ – до сих пор является дискуссионным.