Конституционно-правовые ограничения и запреты в деятельности заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
Аннотация
В статье исследуется конституционно-правовой статус заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации с позиции анализа ограничений и запретов. Анализируются доктринальные подходы к понятию «конституционно-правовые ограничения и запреты», изучаются конкретные ограничения и запреты в деятельности заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в контексте его правового статуса. Делается вывод о конституционно-правовых запретах и ограничениях как наиболее эффективных средств, позволяющих сдерживать возможное противоправное поведение публичных должностных лиц. Отмечается, что в своей совокупности запреты и ограничения формируют нормативно закрепленные рамки и способствуют созданию условий, позволяющих достигать компромиссное состояние между властными субъектами и разнообразными интересами других лиц, общества и государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 05/2024 |
Страницы | 25-28 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-5-25-28 |
Важнейшим социальным предназначением правовых ограничений и запретов является формирование и последующее функционирование эффективного механизма правового регулирования. Очевидно, что нормативное закрепление ограничений и запретов направлено на превенцию и минимизацию деструктивной активности субъектов в тех или иных областях общественной жизни и поддержание баланса интересов в обществе. Именно ограничения и запреты становятся определенной границей (мерой) дозволенного поведения различных многочисленных субъектов правовых отношений, в случае нарушения которой может наступить юридическая ответственность, вид и особенности которой будут напрямую зависеть от выраженных в соответствующих правовых нормах ограничениях и запретах.
На наш взгляд, для того чтобы выявить и произвести анализ правовых пределов заместителя высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, необходимо, прежде всего, установить, что понимается под ограничениями и запретами, и есть ли различия между данными правовыми категориями.
Ограничение расценивается в качестве фундаментальной категории конституционного статуса личности, которая является интегрирующим элементом системы обозначенной юридической конструкции. Данная категория может выражаться «в правосубъектности, гражданстве, гарантиях, которые выступают как условия реализации прав и обязанностей и предопределяют их объем».
В юриспруденции не сложилось единообразного подхода в вопросе определения рассматриваемой категории. Некоторые авторы, в работах которых анализируются вопросы, связанные с ограничениями правового статуса личности, понимают под ограничениями некие закрепленные на законодательном уровне определенные рамки осуществления человеком и гражданином прав и свобод, которые выражаются через совокупность запретов и устанавливаются с целью защиты общественно значимых ценностей и достижения компромисса между интересами различных субъектов правовых отношений. Ограничение в таком ракурсе есть санкционированное государством сужение границ прав и свобод человека и гражданина, ограничение их возможностей и условий претендовать на какие-либо права.
Р.Г. Нурмагамбетов определяет конституционно-правовые ограничения «как законодательно закрепленный способ правового регулирования общественных отношений, основной целью которого является установление участникам конституционных правоотношений конкретных пределов (границ) дозволенного поведения при непосредственном осуществлении ими конституционных правомочий».