Дата публикации: 23.05.2024

Конституционные обязанности государства в социальной сфере и их реализация в свете конституционных преобразований

Аннотация

В статье исследуются конституционные обязанности государства в социальной сфере и их реализация в свете конституционных преобразований. Провозглашение России социальным государством в главе 1 Конституции РФ наглядно отображает возложение на публичную власть обязанности оказывать меры социальной поддержки на основе общепринятых стандартов и гуманитарных ценностей. Через поправку к Конституции РФ концепция социально-экономической политики государства насыщается предметным содержанием регулирования социальноэкономических отношений. Более того, устанавливаются дополнительные социальные обязательства государства по отношению к собственным гражданам. Изучение воззрений ученых в контексте влияния конституционной реформы на реализацию принципа социального государства позволило прийти к выводу об изменении представления об облике социального государства и его тесном взаимодействии с гражданским обществом, институтами и группами людей. Поскольку конституционные новации требуют внесения изменений в действующее правовое регулирование, рассматривается реализация и перспектива их воплощения на законодательном уровне. В заключительной части статьи в рамках позитивистского подхода сформулировано авторское определение термина «конституционные обязанности государства в социальной сфере», раскрывается прямо обусловливающий фактор достижения государством заданных ориентиров социальной политики.




В доктрине конституционного права детально исследуются социальные права, их гарантии, но в недостаточной мере конституционные обязанности государства в социальной сфере. И.А. Стародубцева определяет конституционную обязанность государства в социальной сфере «компетенцией, которой наделены органы государственной власти по обеспечению социальной поддержки и защите граждан». В.Д. Зорькин отмечает: «Социальная политика государства призвана гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых прав».

Провозглашение России социальным государством в главе 1 Конституции РФ позволяет прийти к выводу об установлении гарантий, обусловливающих цели и задачи государственной политики, обязывании публичной власти оказывать меры социальной поддержки на основе общепринятых стандартов и гуманитарных ценностей.

До конституционной реформы 2020 г. в Конституции РФ провозглашался принцип социального государства, но не раскрывался механизм его реализации через направления государственной социальной политики. Предпосылкой к проведению конституционной реформы как следствие реализации инициативы Президента РФ послужили социальные инициативы и меры социальной поддержки. Через поправку к Конституции РФ концепция социальной политики насыщается предметным содержанием регулирования социально-экономических отношений. С одной стороны, для государства устанавливаются дополнительные социальные обязательства по отношению к собственным гражданам, а с другой – не предусматриваются жесткие чрезмерные обязательства, которые ограничивают государство в настройке системы государственного социального обеспечения.

Позитивизация социальных гарантий на конституционном уровне коррелирует с определением в национальных конституциях мер, направленных на обеспечение социальной защиты населения. Так, согласно ст. 50 Конституции Испанского Королевства на органы публичной власти возложена обязанность индексации пенсий престарелым гражданам с целью гарантирования их достойного экономического существования. Статьей 38 Конституции Итальянской Республики устанавливается, что каждому гражданину, который не в состоянии трудиться и лишен необходимых средств к существованию, государством предусмотрены и обеспечены средства, соответствующие его жизненным потребностям.

На современном этапе социальным обязательствам Российского государства соответствуют его экономические возможности, что прямо отмечено Президентом РФ. Развивая это, Конституционный Суд РФ, в частности, обосновывает, что недостаточность финансовых ресурсов, а равно перераспределение бюджетных средств для обеспечения жилищными субсидиями не может послужить оправданием нарушения баланса между интересами государства и правами инвалидов с детства. По мнению Конституционного Суда РФ, в отношении граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся и вследствие этого имеющих право на строительство или приобретение жилья, государство приняло обязательства по их поддержке, а потому придание закону обратной силы не должно быть следствием отмены такого права.

Список литературы

1. Клишас А.А. Конституционные основы социального государства в России: обновление : тезисы доклада / А.А. Клишас // Парламентская газета. 2020. 20 февраля.
2. Курданова М.Х. Конституционные основы социального государства в контексте конституционной реформы 2020 года / М.Х. Курданова // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 5 (138). С. 21–32.
3. Матвиенко В.И. О новых подходах к реализации мер социальной поддержки населения / В.И. Матвиенко // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2022. 08 июля.
4. Путин В.В. Шесть ключевых задач на 2023 год и новые решения в социальной сфере и экономике / В.В. Путин // Российская газета. 2022. 15 декабря.
5. Родинова О. Как социальный контракт помогает семьям встать на ноги и преодолеть бедность / О. Родинова // Российская газета. 2020. 23 марта.
6. Садовникова Г.Д. Конституционно-правовая основа экономической и социальной защищенности человека / Г.Д. Садовникова // Образование и право. 2022. № 2. С. 65–71.
7. Саудаханов М.В. Развитие облика социального государства в свете поправок, принятых в 2020 году / М.В. Саудаханов // Закон и право. 2021. № 4. С. 19–22.
8. Стародубцева И.А. Конституционные обязанности государства и приоритеты социальной политики в России и зарубежных странах / И.А. Стародубцева // Социальное и пенсионное право. 2012. № 3. С. 26–28.
9. Старшова У.А. Трансформация принципа социального государства в свете поправок в Конституцию РФ / У.А. Старшова // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 4. С. 139–145.
10. Чиркин В.Е. Социальная справедливость как содержательный принцип права в сравнительном осуществлении / В.Е. Чиркин // Принципы права: проблемы теории и практики : материалы XI Международной научно-практической конференции (г. Москва, 18–22 апреля 2016 г.)

Остальные статьи