Конституционные обязанности государства в социальной сфере и их реализация в свете конституционных преобразований
Аннотация
В статье исследуются конституционные обязанности государства в социальной сфере и их реализация в свете конституционных преобразований. Провозглашение России социальным государством в главе 1 Конституции РФ наглядно отображает возложение на публичную власть обязанности оказывать меры социальной поддержки на основе общепринятых стандартов и гуманитарных ценностей. Через поправку к Конституции РФ концепция социально-экономической политики государства насыщается предметным содержанием регулирования социальноэкономических отношений. Более того, устанавливаются дополнительные социальные обязательства государства по отношению к собственным гражданам. Изучение воззрений ученых в контексте влияния конституционной реформы на реализацию принципа социального государства позволило прийти к выводу об изменении представления об облике социального государства и его тесном взаимодействии с гражданским обществом, институтами и группами людей. Поскольку конституционные новации требуют внесения изменений в действующее правовое регулирование, рассматривается реализация и перспектива их воплощения на законодательном уровне. В заключительной части статьи в рамках позитивистского подхода сформулировано авторское определение термина «конституционные обязанности государства в социальной сфере», раскрывается прямо обусловливающий фактор достижения государством заданных ориентиров социальной политики.
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 05/2024 |
Страницы | 21-24 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-5-21-24 |
В доктрине конституционного права детально исследуются социальные права, их гарантии, но в недостаточной мере конституционные обязанности государства в социальной сфере. И.А. Стародубцева определяет конституционную обязанность государства в социальной сфере «компетенцией, которой наделены органы государственной власти по обеспечению социальной поддержки и защите граждан». В.Д. Зорькин отмечает: «Социальная политика государства призвана гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых прав».
Провозглашение России социальным государством в главе 1 Конституции РФ позволяет прийти к выводу об установлении гарантий, обусловливающих цели и задачи государственной политики, обязывании публичной власти оказывать меры социальной поддержки на основе общепринятых стандартов и гуманитарных ценностей.
До конституционной реформы 2020 г. в Конституции РФ провозглашался принцип социального государства, но не раскрывался механизм его реализации через направления государственной социальной политики. Предпосылкой к проведению конституционной реформы как следствие реализации инициативы Президента РФ послужили социальные инициативы и меры социальной поддержки. Через поправку к Конституции РФ концепция социальной политики насыщается предметным содержанием регулирования социально-экономических отношений. С одной стороны, для государства устанавливаются дополнительные социальные обязательства по отношению к собственным гражданам, а с другой – не предусматриваются жесткие чрезмерные обязательства, которые ограничивают государство в настройке системы государственного социального обеспечения.
Позитивизация социальных гарантий на конституционном уровне коррелирует с определением в национальных конституциях мер, направленных на обеспечение социальной защиты населения. Так, согласно ст. 50 Конституции Испанского Королевства на органы публичной власти возложена обязанность индексации пенсий престарелым гражданам с целью гарантирования их достойного экономического существования. Статьей 38 Конституции Итальянской Республики устанавливается, что каждому гражданину, который не в состоянии трудиться и лишен необходимых средств к существованию, государством предусмотрены и обеспечены средства, соответствующие его жизненным потребностям.
На современном этапе социальным обязательствам Российского государства соответствуют его экономические возможности, что прямо отмечено Президентом РФ. Развивая это, Конституционный Суд РФ, в частности, обосновывает, что недостаточность финансовых ресурсов, а равно перераспределение бюджетных средств для обеспечения жилищными субсидиями не может послужить оправданием нарушения баланса между интересами государства и правами инвалидов с детства. По мнению Конституционного Суда РФ, в отношении граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся и вследствие этого имеющих право на строительство или приобретение жилья, государство приняло обязательства по их поддержке, а потому придание закону обратной силы не должно быть следствием отмены такого права.