Дата публикации: 23.05.2024

К вопросу о конституционном воплощении некоторых положений евразийского учения

Аннотация

В статье автор анализирует отдельные положения евразийской идеи в историческом и конституционноправовом контексте. Автор считает, что евразийская идея как самостоятельное научное направление имеет свою перспективу и дальнейшее конституционно-правовое воплощение. В статье обращается внимание на созвучие евразийского учения и современного конституционного развития. Утверждается, что отдельные положения евразийской идеи можно признать востребованными политико-правовыми учениями в государственном развитии России в прошлом и в наше время.




Советское федеративное государство в зависимости от идеологических предубеждений, политических установок и мировоззрения современные политики и общественные деятели называют или великой цивилизацией, или тоталитарным государством. В научной среде также одни исследователи на основе объективных фактов доказывают гуманистическое и историческое назначение советского строя, другие, опираясь на трагические страницы нашей истории, придерживаются прямо противоположных взглядов. Плюрализм и полярность точек зрения к пониманию СССР, конституционной истории его образования, развития и развала – вполне естественное дело, и это обстоятельство является важным фактором многозначности и крайней сложности советского строя как конституционно-правового и социального феномена.

Современная личная рефлексия и научный интерес к природе Советского федеративного государства отсылают нашу память к чувственным переживаниям большой плеяды русских мыслителей, которые эмигрировали из Советской России и сформулировали собственное евразийское учение о возрождении и развитии отечественной государственности после свержения монархии и развала Российской империи.

Анализируя евразийство как научный феномен и политико-правовой проект, весьма важным является исходить из понимания искренности коллективных и индивидуальных переживаний его авторов. Советское федеративное государство как формально-юридический и политический строй стало мощным катализатором евразийской идеи. Однако в конце XX в. отечественную государственность постигла очередная трагедия, связанная с развалом советской федерации и образованием на ее обломках нового аморфного объединения Содружества Независимых Государств. Важным идеологическим стержнем развала СССР стал западный европоцентризм, антикоммунизм и ориентация на общечеловеческие ценности. В общественное сознание была внедрена мысль о том, что главным тормозом на этом пути является Советское государство, и стратегической целью было объявлено «разгосударствление» путем полного отказа от советского общественно-политического строя. В целом все публичное пространство было заполнено антиэтатизмом, а общественное сознание было поражено антисоветской идеологией.

Параллельно с этим процессом в научной и общественной среде возродился интерес к евразийской идее, а отдельные политические деятели предлагали на её основе создать новую форму союзного государства. Возрастание интереса к евразийской идее в начале XIX в. можно объяснить не только юбилейными или мемориальными событиями. Нарастающие геополитические конфликты, сложные и противоречивые процессы в межгосударственных отношениях, превращение постсоветского пространства в генератор конфликтов стали объективным условием нового интереса к евразийскому учению.

Таким образом, судьба евразийской идеи была и остается сложной и не отличается линейностью в развитии. Евразийцы в целом положительно относились к СССР, во многом поддерживали социально-экономический строй, форму правления, социокультурную политику и т.д. Однако этот фактор не был оценен советским руководством, и евразийское учение в течение всей истории советской власти было предано забвению. Русская эмиграция, в свою очередь, за сочувствие советскому государственно-правовому строю осудила практически всех представителей евразийства, а саму идею признала неудачной политической авантюрой. Исключением в этом ряду мнений следует признать позицию известного русского философа Н.А. Бердяева, который считал евразийство эмоциональной нравственной реакцией на судьбу Российской империи. Он не осуждал евразийцев за близость с большевиками, но упрекал стремление евразийцев всецело подчинить человека государству. Для развития евразийского учения важное значение имеет работа русского мыслителя Н.Я. Данилевского, который обосновал цельную концепцию культурно-исторических типов развития. Творческие взгляды Н.Я. Данилевского произвели сильное впечатление на современников не только в России, но и за её пределами. Оппоненты стали отчаянно и весьма невнятно доказывать несостоятельность попыток признать Россию особым культурно-историческим евразийским типом развития. Отдельные исследователи выделяют также государственно-правовые взгляды философа Н.Н. Алексеева, которые в силу их народного характера нашли свое воплощение в советской государственности после революции 1917 г.

Список литературы

1. Люкс Л. Евразийство / Л. Люкс // Вопросы философии. 1993. № 6. С. 97–112.
2. Трубецкой Н.С. Об идее – правительнице идеократического государства // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык / Н.С. Трубецкой ; составитель, подготовка текста и комментария В.М. Живова ; вступительные статьи Н.И. Толстого, Л.Н. Гумилева. Москва : Прогрес
3. Скуратов Ю.И. Евразийская парадигма России и современные проблемы ее конституционно-правового развития : монография / Ю.И. Скуратов. Москва : Проспект, 2021. 416 с.
4. Савицкий П.Н. Научные задачи евразийства: статьи и письма / П.Н. Савицкий ; составитель и вступительная статья К.Б. Ермишиной. Москва : Викмо-М, 2018. 678 с.
5. Савенков А.Н. Значение идей Н.Я. Данилевского для формирования современной философии права / А.Н. Савенков // Государство и право. 2023. № 10. С. 8–9.
6. Рывкин Р.В. Постсоветское государство как генератор конфликтов / Р.В. Рывкин // Социологическое исследование. 1999. № 5. С. 12–20.
7. Полковников Г.Н. Диалектика истории / Г.Н. Полковников. Париж : Издание евразийцев, 1931. 169 с.
8. Нижников С.А. Евразийство в контексте истории русской мысли / С.А. Нижников // Евразийская идея и современность / под редакцией Н.С. Кирабаева, А.В. Семушкина, С.А. Нижникова. Москва : РУДН, 2002. С. 131–133.
9. Люкс Л. Заметки о «революционно-традиционалистской» культурной модели «евразийцев» / Л. Люкс // Вопросы философии. 2003. № 7. С. 23–34.
10. Алексеев Н.Н. Евразийцы и государство / Н.Н. Алексеев // Евразийская хроника. 1927. Вып. 9. С. 31–38.
11. Ларюэль М. Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи / М. Ларюэль ; перевод с французского Т.Н. Григорьевой. Москва : Наталис, 2004. 287 с.
12. Куликов Е.А. Евразийская альтернатива государственно-правового развития России (Н.Н. Алексеев) : монография / Е.А. Куликов. Барнаул : Азбука, 2021. 304 с.
13. Кара-Мурза С.Ч. Советская цивилизация / С.Ч. Кара-Мурза ; под редакцией О. Селина. Москва : Родина, 2019. 1280 с.
14. Исход к Восходу. Философия Евразийства / под ред. О.С. Широкова. Москва : Добросвет : КДУ, 2008. 196 с.
15. Ермишина К.Б. Евразийство с точки зрения пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилева // Вопросы философии. 2022. № 6. С. 112–113.
16. Выдрин И.В. Евразийство как конституционно-правовой проект развития России (статья-рецензия на монографию Ю.И. Скуратова «Евразийская парадигма России и современные проблемы ее конституционно-правового развития. М. : Проспект, 2021. – 439 с.») / И.В. Выдр
17. Вернадский Г.В. Опыт истории Евразии : с половины VI в. до настоящего времени / Г.В. Вернадский. Берлин : Издание евразийцев, 1934. 187 с.

Остальные статьи