К вопросу о конституционном воплощении некоторых положений евразийского учения
Аннотация
В статье автор анализирует отдельные положения евразийской идеи в историческом и конституционноправовом контексте. Автор считает, что евразийская идея как самостоятельное научное направление имеет свою перспективу и дальнейшее конституционно-правовое воплощение. В статье обращается внимание на созвучие евразийского учения и современного конституционного развития. Утверждается, что отдельные положения евразийской идеи можно признать востребованными политико-правовыми учениями в государственном развитии России в прошлом и в наше время.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 05/2024 |
Страницы | 7-11 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-5-7-11 |
Советское федеративное государство в зависимости от идеологических предубеждений, политических установок и мировоззрения современные политики и общественные деятели называют или великой цивилизацией, или тоталитарным государством. В научной среде также одни исследователи на основе объективных фактов доказывают гуманистическое и историческое назначение советского строя, другие, опираясь на трагические страницы нашей истории, придерживаются прямо противоположных взглядов. Плюрализм и полярность точек зрения к пониманию СССР, конституционной истории его образования, развития и развала – вполне естественное дело, и это обстоятельство является важным фактором многозначности и крайней сложности советского строя как конституционно-правового и социального феномена.
Современная личная рефлексия и научный интерес к природе Советского федеративного государства отсылают нашу память к чувственным переживаниям большой плеяды русских мыслителей, которые эмигрировали из Советской России и сформулировали собственное евразийское учение о возрождении и развитии отечественной государственности после свержения монархии и развала Российской империи.
Анализируя евразийство как научный феномен и политико-правовой проект, весьма важным является исходить из понимания искренности коллективных и индивидуальных переживаний его авторов. Советское федеративное государство как формально-юридический и политический строй стало мощным катализатором евразийской идеи. Однако в конце XX в. отечественную государственность постигла очередная трагедия, связанная с развалом советской федерации и образованием на ее обломках нового аморфного объединения Содружества Независимых Государств. Важным идеологическим стержнем развала СССР стал западный европоцентризм, антикоммунизм и ориентация на общечеловеческие ценности. В общественное сознание была внедрена мысль о том, что главным тормозом на этом пути является Советское государство, и стратегической целью было объявлено «разгосударствление» путем полного отказа от советского общественно-политического строя. В целом все публичное пространство было заполнено антиэтатизмом, а общественное сознание было поражено антисоветской идеологией.
Параллельно с этим процессом в научной и общественной среде возродился интерес к евразийской идее, а отдельные политические деятели предлагали на её основе создать новую форму союзного государства. Возрастание интереса к евразийской идее в начале XIX в. можно объяснить не только юбилейными или мемориальными событиями. Нарастающие геополитические конфликты, сложные и противоречивые процессы в межгосударственных отношениях, превращение постсоветского пространства в генератор конфликтов стали объективным условием нового интереса к евразийскому учению.
Таким образом, судьба евразийской идеи была и остается сложной и не отличается линейностью в развитии. Евразийцы в целом положительно относились к СССР, во многом поддерживали социально-экономический строй, форму правления, социокультурную политику и т.д. Однако этот фактор не был оценен советским руководством, и евразийское учение в течение всей истории советской власти было предано забвению. Русская эмиграция, в свою очередь, за сочувствие советскому государственно-правовому строю осудила практически всех представителей евразийства, а саму идею признала неудачной политической авантюрой. Исключением в этом ряду мнений следует признать позицию известного русского философа Н.А. Бердяева, который считал евразийство эмоциональной нравственной реакцией на судьбу Российской империи. Он не осуждал евразийцев за близость с большевиками, но упрекал стремление евразийцев всецело подчинить человека государству. Для развития евразийского учения важное значение имеет работа русского мыслителя Н.Я. Данилевского, который обосновал цельную концепцию культурно-исторических типов развития. Творческие взгляды Н.Я. Данилевского произвели сильное впечатление на современников не только в России, но и за её пределами. Оппоненты стали отчаянно и весьма невнятно доказывать несостоятельность попыток признать Россию особым культурно-историческим евразийским типом развития. Отдельные исследователи выделяют также государственно-правовые взгляды философа Н.Н. Алексеева, которые в силу их народного характера нашли свое воплощение в советской государственности после революции 1917 г.