Заозерский о духовной стороне права
Аннотация
Цель. Духовно-нравственный кризис современности предопределяет необходимость защиты традиционных духовно-нравственных ориентиров, что стало важнейшей стратегической задачей государственного развития. В силу их глубокого содержания данные ориентиры трудно формализуемы и применимы. Вследствие этого теоретическую (преподавание теоретико-правовых дисциплин и политико-правовых учений) и практическую (управление в сфере реализации стратегических задач по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей) актуальность приобретает научное исследование идей о наличии в праве не только формальных требований, но и духовной основы. Оригинальные, но не изученные в настоящее время такие идеи принадлежат профессору Московской духовной академии Николаю Александровичу Заозерскому (1851–1919), произведения которого, касающиеся духовной стороны права, являются предметом настоящей статьи. Методология: диалектика, герменевтика, философская концептология, исторический метод. Выводы. Выделены авторские нетипичные признаки права, такие как духовная взаимосвязь личности и права, духовное значение правового гарантирования свободы, духовное преобразование формальных обязанностей в чувство долга. Установлено, что центральными идеями концепции духовной стороны права являются достижение баланса между долгом и требованием (частные интересы должны соответствовать публичным интересам) и поддержание нравственного порядка (поощрение социальной взаимопомощи). Сделан вывод об особой роли церкви в воспитании государственно-правового уважения. Научная и практическая значимость. Статья направлена на концептуализацию историко-правовых воззрений Н.А. Заозерского в контексте современных задач по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Данный подход направлен на расширение научнопрактических представлений о развитии правового регулирования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 05/2024 |
Страницы | 42-45 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-5-42-45 |
Эти строки являются продолжением авторского исследования вопросов взаимовлияния духовно-нравственных ценностей, права и государства, поднятых правоведами Российской империи. Данные вопросы являются вечными по сути и ключевыми в процессе правопонимания.
Среди разных типов правопонимания наибольшую сложность представляет юснатурализм в силу, во-первых, интегрированности в нем различных социальных норм и, во-вторых, апеллирования через него к таким универсальным понятиям, как «достоинство», «равенство», «свобода», «справедливость», «ценность», «разум», «совесть». Это, с одной стороны, способствует снижению механистичности права и развитию его антропоцентризма, а с другой стороны, создает риски правоприменительной необъективности, небеспристрастности и коррупциогенности. Их преодоление может быть обеспечено высоким уровнем правосознания правоприменителя в сочетании с воспитанием в нем духовно-нравственных ценностей.
Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей является в настоящее время стратегически важной государственной задачей. В их систему включены права человека, любовь к ближнему и к Родине, традиционная семья, труд, историческая память, суверенитет. Одним из основных субъектов защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей являются религиозные организации традиционных конфессий. Это свидетельствует о ментальной направленности такой защиты, ориентированной на внутреннее совершенствование личности.
В правовом государстве указанная задача должна реализовываться в том числе посредством права. Очевидно, что право в данном случае не может выступать в качестве «математических» формул урегулирования ординарных общественных отношений и не может обойтись без взаимодействия с иными социальными нормами (прежде всего религиозными и моральными). При таких обстоятельствах необходимы поиск и понимание духовных основ права.
Как верно отмечено С.О. Шаляпиным, сейчас необходимо детальное исследование духовно-нравственного влияния религии на право с тем, чтобы выявить механизмы такого влияния. Для этого следует обратиться к историко-правовой методологии и изучить труды правоведов Российской империи, которые, как правило, не рассматривали право вне его духовных и нравственных характеристик. Среди отечественных специалистов по церковному праву В.В. Баган справедливо выделяет имя Н.А. Заозерского.