Дата публикации: 23.05.2024

Заозерский о духовной стороне права

Аннотация

Цель. Духовно-нравственный кризис современности предопределяет необходимость защиты традиционных духовно-нравственных ориентиров, что стало важнейшей стратегической задачей государственного развития. В силу их глубокого содержания данные ориентиры трудно формализуемы и применимы. Вследствие этого теоретическую (преподавание теоретико-правовых дисциплин и политико-правовых учений) и практическую (управление в сфере реализации стратегических задач по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей) актуальность приобретает научное исследование идей о наличии в праве не только формальных требований, но и духовной основы. Оригинальные, но не изученные в настоящее время такие идеи принадлежат профессору Московской духовной академии Николаю Александровичу Заозерскому (1851–1919), произведения которого, касающиеся духовной стороны права, являются предметом настоящей статьи. Методология: диалектика, герменевтика, философская концептология, исторический метод. Выводы. Выделены авторские нетипичные признаки права, такие как духовная взаимосвязь личности и права, духовное значение правового гарантирования свободы, духовное преобразование формальных обязанностей в чувство долга. Установлено, что центральными идеями концепции духовной стороны права являются достижение баланса между долгом и требованием (частные интересы должны соответствовать публичным интересам) и поддержание нравственного порядка (поощрение социальной взаимопомощи). Сделан вывод об особой роли церкви в воспитании государственно-правового уважения. Научная и практическая значимость. Статья направлена на концептуализацию историко-правовых воззрений Н.А. Заозерского в контексте современных задач по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Данный подход направлен на расширение научнопрактических представлений о развитии правового регулирования.




Эти строки являются продолжением авторского исследования вопросов взаимовлияния духовно-нравственных ценностей, права и государства, поднятых правоведами Российской империи. Данные вопросы являются вечными по сути и ключевыми в процессе правопонимания.

Среди разных типов правопонимания наибольшую сложность представляет юснатурализм в силу, во-первых, интегрированности в нем различных социальных норм и, во-вторых, апеллирования через него к таким универсальным понятиям, как «достоинство», «равенство», «свобода», «справедливость», «ценность», «разум», «совесть». Это, с одной стороны, способствует снижению механистичности права и развитию его антропоцентризма, а с другой стороны, создает риски правоприменительной необъективности, небеспристрастности и коррупциогенности. Их преодоление может быть обеспечено высоким уровнем правосознания правоприменителя в сочетании с воспитанием в нем духовно-нравственных ценностей.

Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей является в настоящее время стратегически важной государственной задачей. В их систему включены права человека, любовь к ближнему и к Родине, традиционная семья, труд, историческая память, суверенитет. Одним из основных субъектов защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей являются религиозные организации традиционных конфессий. Это свидетельствует о ментальной направленности такой защиты, ориентированной на внутреннее совершенствование личности.

В правовом государстве указанная задача должна реализовываться в том числе посредством права. Очевидно, что право в данном случае не может выступать в качестве «математических» формул урегулирования ординарных общественных отношений и не может обойтись без взаимодействия с иными социальными нормами (прежде всего религиозными и моральными). При таких обстоятельствах необходимы поиск и понимание духовных основ права.

Как верно отмечено С.О. Шаляпиным, сейчас необходимо детальное исследование духовно-нравственного влияния религии на право с тем, чтобы выявить механизмы такого влияния. Для этого следует обратиться к историко-правовой методологии и изучить труды правоведов Российской империи, которые, как правило, не рассматривали право вне его духовных и нравственных характеристик. Среди отечественных специалистов по церковному праву В.В. Баган справедливо выделяет имя Н.А. Заозерского.

Список литературы

1. Баган В.В. Генезис и онтология канонического права православной церкви : научно-теологическое и научно-юридическое исследование / В.В. Баган ; под научной редакцией И.В. Понкина. Москва ; Смоленск : Свиток, 2022. 364 с.
2. Байков А.Л. Междувластные и властные отношения в теории права: опыт теоретико-познавательного построения / А.Л. Байков. Ярославль: Тип. Губернского правления, 1912. 413 с.
3. Заозерский Н.А. О сущности церковного права / Н.А. Заозерский. Сергиев Посад : Склад издания в книжном магазине М.С. Елова, 1911. 96 с.
4. Заозерский Н.А. Право Греко-восточной Православной Русской Церкви как предмет специальной юридической науки / Н.А. Заозерский // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1888. Ч. 1. Кн. 2. С. 318–409.
5. Зом Р. Церковный строй в первые века христианства / Р. Зом. Санкт-Петербург : Издательство Олега Абышко, 2005. 320 с.
6. Коркунов Н.М. Общественное значение права : Лекции в Императорском Александровском лицее Н.М. Коркунова / Н.М. Коркунов. Санкт-Петербург : Типография Р. Голике, 1892. 20 с.
7. Муромцев С.А. Определение и основное разделение права / С.А. Муромцев. Москва : Юрайт, 2022. 170 с.
8. Пермиловский М.С. Учение В.Ф. Дерюжинского о государственном воздействии на нравственность и современные задачи по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей / М.С. Пермиловский // Правовая культура. 2023. № 3 (54). С.
9. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. В 2 частях. Ч. 1 / Л.И. Петражицкий. Москва : Юрайт, 2017. 295 с.
10. Шаляпин С.О. Церковно-пенитенциарная система в России XV–XVIII веков : монография / С.О. Шаляпин. Архангельск : ИПЦ САФУ, 2013. 240 с.
11. Щеглов В.Г. Нравственность и право в их взаимных отношениях / В.Г. Щеглов. Ярославль : Типография Г. Фальк, 1888. 129 с.
12. Энциклопедический словарь. В 41 томах. Доп. том 1а. С. 482‒956 / под редакцией И.Е. Андреевского. Санкт-Петербург : Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1905. 483 с.

Остальные статьи