Дата публикации: 23.05.2024

Обучение студентов международному праву: традиционные педагогические методы и новые подходы

Аннотация

Цель. В литературе практически отсутствуют исследования, непосредственно посвященные особенностям преподавания международного права. Как правило, имеющиеся наработки затрагивают методологические особенности преподавания других учебных курсов или правовых дисциплин в целом. Целью настоящей статьи является усовершенствование сложившихся в педагогике методик обучения при проведении лекционных и практических занятий по международному праву. Методология: наблюдение, исторический, анализ и синтез, использование литературных источников и медиатекстов. Выводы. Проведение бинарных лекций по международному праву в максимальной степени способствует реализации межпредметных связей, а предложенный принцип построения лекционного материала по вопросам оказания международной правовой помощи демонстрирует такие возможности. Совершенствование практико-ориентированного подхода при проведении практических занятий по международному праву видится в подборе судебной практики из пройденной студентами сферы правовых знаний. Для оперативного и осмысленного изучения конкретных судебных дел и отработки навыка согласованного применения норм внутреннего и международного права предлагается освоить алгоритм комментария судебного акта. Использование в учебном процессе метода исследования медиатекста (на примере документального или художественного фильмов) формирует опыт вдумчивого восприятия информации об объекте (в нашем случае — Антарктики) и настраивает обучающихся на последующее обсуждение с целью закрепления полученных знаний. Научная и практическая значимость. Результаты проведенного исследования демонстрируют возможности использования новых подходов в процессе работы с обучающимися на занятиях по международному праву (на примере Тюменского государственного университета) и могут быть применены в рамках других правовых дисциплин.




Научная дискуссия о совершенствовании отечественного юридического образования ведется достаточно давно и интенсивно. Одним из главных аспектов полемики является вопрос о том, как преподавать современным студентам правовые дисциплины. Автору статьи, как преподавателю международно-правовых дисциплин, хотелось бы поразмышлять о том, какими методами учить современных студентов международному праву. Известно, что метод преподавания — это способ воздействия преподавателя на студента в целях усвоения обучающимся знаний по определенной юридической дисциплине. По нашему убеждению, каждый студент способен хорошо учиться, лишь бы для этого были подобраны правильные, а значит, эффективные методы.

Если говорить о словесно-объяснительном методе и лекции как ведущем его виде, можно согласиться с тем, что во все времена у студентов пользовались колоссальным успехом занятия преподавателей, которые с воодушевлением рассказывали материал и обладали так называемой харизмой. В литературе дореволюционной России по вопросам реформирования юридического образования отмечалась несомненная заслуга университетских учителей, блистательно проводивших занятия, когда аудитория ломилась от огромного числа студентов и никто не принуждал их бывать на занятиях. В настоящее время мы можем также видеть, что одним из стимулов для студента в образовании и будущей профессии остаются яркие преподаватели, обладающие профессиональными навыками, способные установить контакт со студентами и заинтересовать их.

Автору вспоминаются лекции Геннадия Владимировича Игнатенко — заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора, вице-президента Советской, позже Российской ассоциации международного права, члена Всемирной ассоциации международного права: превосходное владение словом, безукоризненный внешний вид, природная интеллигентность, сочетающаяся с невероятной скромностью, удивительная простота в общении, умение расположить и деликатно указать на ошибки. Безусловно, все вышесказанное свидетельствовало об огромном педагогическом таланте учителя, хотя для него самого вхождение в науку и педагогику международного права произошло неожиданным образом. Хорошо, что мы можем наблюдать за работой замечательных преподавателей-международников (и не только) на различных форумах, конференциях, конгрессах, в том числе с использованием информационных платформ и ресурсов.

В моей педагогической деятельности особое место занимает бинарное лекционное занятие, которое проводится с участием двух и более преподавателей или приглашенных специалистов-практиков по вопросу «Международная регламентация правовой помощи» из темы «Международное гуманитарное право»[6], а по предметам «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс» это разделы, традиционно посвященные международному гражданскому (арбитражному) процессу.

Во-первых, важным моментом в подготовке такого занятия является подбор педагогов-партнеров, а также их психологическая и интеллектуальная совместимость, примерно равный уровень компетентности, педагогическая готовность к использованию межпредметных связей. Во-вторых, бинарная лекция предполагает подготовку совместного материала с распределением по содержанию и времени, а также согласовывается подход к чтению лекции — на различных точках зрения (контрасте) или взаимодополнении. Мы с преподавателем-энтузиастом кафедры гражданско-правовых дисциплин, знатоком гражданского процесса и талантливым ученым Надеждой Вадимовной Суховой решили выбрать подход, основанный на взаимодополнении.

Список литературы

1. Александренко В. Из истории английских университетов. III. Юридическое образование в английских судебных коллегиях / В. Александренко // Юридический вестник. Октябрь. 1887. № 10. С. 175–192.
2. Бельский К.С. Педагогический процесс в юридическом вузе (цикл материалов по вузовской педагогике) / К.С. Бельский, Л.А. Зайцева // Юридическое образование и наука. 2009. № 1. С. 27–33.
3. Бугаевский А. Академическая свобода и Прусский проект реформы юридического образования / А. Бугаевский // Вестник права. 1902. № 6. С. 106–110.
4. Гальперин М.Л. Почему после цифрового века юридического образования наступит средневековье? / М.Л. Гальперин // Закон. 2021. № 8. С. 96–101.
5. Гербарт И.Ф. Главнейшие педагогические сочинения / И.Ф. Гербарт ; перевод А.Ф. Адольфа. Москва, 1906. 365 с.
6. Гуляихин В.Н. Правовое мышление как регулятор социального поведения / В.Н. Гуляихин, С.В. Широ // Юридическое образование и наука. 2015. № 3. С. 31–35.
7. Игнатенко Г.В. Международное право и внутригосударственное право: проблемы сопряженности и взаимодействия : сб. научных публикаций за сорок лет (1972–2011 годы) / Г.В. Игнатенко. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. 415 с.
8. Ильин А.В. Высшее юридическое образование в России: что мы должны делать и на что мы можем надеяться? / А.В. Ильин // Закон. 2019. № 9. С. 39–52.
9. Лиц М.О. О новых аспектах в содержании и преподавании международной правовой помощи в условиях изменяющегося мира / М.О. Лиц // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6. № 4 (24).
10. Марочкин С.Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации : монография / С.Ю. Марочкин. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. 288 с.
11. Перетерский И.С. О методике преподавания правовых дисциплин в университете / И.С. Перетерский // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 12. С. 246–259.

Остальные статьи