Обучение студентов международному праву: традиционные педагогические методы и новые подходы
Аннотация
Цель. В литературе практически отсутствуют исследования, непосредственно посвященные особенностям преподавания международного права. Как правило, имеющиеся наработки затрагивают методологические особенности преподавания других учебных курсов или правовых дисциплин в целом. Целью настоящей статьи является усовершенствование сложившихся в педагогике методик обучения при проведении лекционных и практических занятий по международному праву. Методология: наблюдение, исторический, анализ и синтез, использование литературных источников и медиатекстов. Выводы. Проведение бинарных лекций по международному праву в максимальной степени способствует реализации межпредметных связей, а предложенный принцип построения лекционного материала по вопросам оказания международной правовой помощи демонстрирует такие возможности. Совершенствование практико-ориентированного подхода при проведении практических занятий по международному праву видится в подборе судебной практики из пройденной студентами сферы правовых знаний. Для оперативного и осмысленного изучения конкретных судебных дел и отработки навыка согласованного применения норм внутреннего и международного права предлагается освоить алгоритм комментария судебного акта. Использование в учебном процессе метода исследования медиатекста (на примере документального или художественного фильмов) формирует опыт вдумчивого восприятия информации об объекте (в нашем случае — Антарктики) и настраивает обучающихся на последующее обсуждение с целью закрепления полученных знаний. Научная и практическая значимость. Результаты проведенного исследования демонстрируют возможности использования новых подходов в процессе работы с обучающимися на занятиях по международному праву (на примере Тюменского государственного университета) и могут быть применены в рамках других правовых дисциплин.
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 05/2024 |
Страницы | 21-26 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-5-21-26 |
Научная дискуссия о совершенствовании отечественного юридического образования ведется достаточно давно и интенсивно. Одним из главных аспектов полемики является вопрос о том, как преподавать современным студентам правовые дисциплины. Автору статьи, как преподавателю международно-правовых дисциплин, хотелось бы поразмышлять о том, какими методами учить современных студентов международному праву. Известно, что метод преподавания — это способ воздействия преподавателя на студента в целях усвоения обучающимся знаний по определенной юридической дисциплине. По нашему убеждению, каждый студент способен хорошо учиться, лишь бы для этого были подобраны правильные, а значит, эффективные методы.
Если говорить о словесно-объяснительном методе и лекции как ведущем его виде, можно согласиться с тем, что во все времена у студентов пользовались колоссальным успехом занятия преподавателей, которые с воодушевлением рассказывали материал и обладали так называемой харизмой. В литературе дореволюционной России по вопросам реформирования юридического образования отмечалась несомненная заслуга университетских учителей, блистательно проводивших занятия, когда аудитория ломилась от огромного числа студентов и никто не принуждал их бывать на занятиях. В настоящее время мы можем также видеть, что одним из стимулов для студента в образовании и будущей профессии остаются яркие преподаватели, обладающие профессиональными навыками, способные установить контакт со студентами и заинтересовать их.
Автору вспоминаются лекции Геннадия Владимировича Игнатенко — заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора, вице-президента Советской, позже Российской ассоциации международного права, члена Всемирной ассоциации международного права: превосходное владение словом, безукоризненный внешний вид, природная интеллигентность, сочетающаяся с невероятной скромностью, удивительная простота в общении, умение расположить и деликатно указать на ошибки. Безусловно, все вышесказанное свидетельствовало об огромном педагогическом таланте учителя, хотя для него самого вхождение в науку и педагогику международного права произошло неожиданным образом. Хорошо, что мы можем наблюдать за работой замечательных преподавателей-международников (и не только) на различных форумах, конференциях, конгрессах, в том числе с использованием информационных платформ и ресурсов.
В моей педагогической деятельности особое место занимает бинарное лекционное занятие, которое проводится с участием двух и более преподавателей или приглашенных специалистов-практиков по вопросу «Международная регламентация правовой помощи» из темы «Международное гуманитарное право»[6], а по предметам «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс» это разделы, традиционно посвященные международному гражданскому (арбитражному) процессу.
Во-первых, важным моментом в подготовке такого занятия является подбор педагогов-партнеров, а также их психологическая и интеллектуальная совместимость, примерно равный уровень компетентности, педагогическая готовность к использованию межпредметных связей. Во-вторых, бинарная лекция предполагает подготовку совместного материала с распределением по содержанию и времени, а также согласовывается подход к чтению лекции — на различных точках зрения (контрасте) или взаимодополнении. Мы с преподавателем-энтузиастом кафедры гражданско-правовых дисциплин, знатоком гражданского процесса и талантливым ученым Надеждой Вадимовной Суховой решили выбрать подход, основанный на взаимодополнении.