Дата публикации: 23.05.2024

Патриотизм и гражданственность в образовательной деятельности Следственного комитета России

Аннотация

Цель. Политика российского государства по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей является генеральной, но в авангарде ее должны быть государственные органы, и, конечно же, проводниками этой концепции являются образовательные организации, в том числе ведомственные. Интерес государства, проявляемый в виде создания основополагающих констант такой политики и соответствующих механизмов, свидетельствует о том, что курс на преемственность таких ценностей через улучшение качества образовательных услуг и расширение их духовно-нравственных возможностей является одной из приоритетных задач, где удачно можно сочетать не только частные, но и публичные интересы. Методология: предмет и объект исследования предопределили ее необходимую методологическую основу. Результат исследования состоялся благодаря использованию широкого спектра общенаучных методов, формально-юридического, сравнительно-правового и ряда других. Отдельно следует отметить метод абстрагирования, который позволил сфокусировать внимание на особенностях реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей в рамках одного ведомства — Следственного комитета Российской Федерации. Выводы. Российское общество положительно относится к патриотизму. Система таргетных образовательных и воспитательных мероприятий вполне справляется с трансляцией традиционных ценностей от поколения к поколению, что доказывает образовательная политика в отдельно взятом ведомстве. Научная и практическая значимость. Проведенное исследование позволяет рассмотреть теорию и практику системного привития патриотизма и гражданственности в образовательной деятельности.




В выступлениях нашего Президента России В.В. Путина последовательно и вдумчиво, целеполагательно звучат слова о патриотизме, о его значении в современных условиях, о его консолидирующей роли в развитии России и ее многонационального народа. Это не может никого оставить равнодушными, это приветствуется и разделяется подавляющим большинством россиян, независимо от национальности и вероисповедания.

Анализ публикационной активности по данной проблематике показывает, несмотря на ее явную востребованность, что большинство работ имеют гуманитарный и философский склад, чувствуется недостаток работ по педагогике и праву.

Подходов к определению понятия «патриотизм» много. В этой связи еще раз скажем о том, что мы понимаем под патриотизмом: его подлинное лицо — это традиционно гордость и историческая правда народа, величавое единение его духа и силы, его глубоко осознанное проникновенное стремление к процветанию и величию России.

Однако российскому патриотизму сегодня недостает гражданственности, которую стоит понимать как способность жертвовать своими правами во благо общественным, делиться личным, уметь быть не на словах, а в делах сопричастными и солидарными.

Все институты государства, каждый гражданин смогут функционировать, поддерживая друг друга и развиваясь в унисон только в том случае, если ценности, которые декларирует власть, являются общенациональными. В противном случае — стабильное и эффективное развитие государства будет затруднено.

Список литературы

1. Любский А.В. Патриотизм и гражданственность в российском обществе, или Как преодолеть дефицит гражданственности в российском патриотизме / А.В. Любский // Гуманитарий юга России. 2019. № 2. С. 47–66.
2. Сунцова Е.А. Наши ли кадеты? / Е.А. Сунцова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 2. С. 27–30.
3. Цветков Ю.А. Кадетские корпуса СК России и их роль в формировании личности будущего следователя / Ю.А. Цветков // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2020. № 1. С. 102–105.
4. Цветков Ю.А. Образовательная стратегия в системе Следственного комитета Российской Федерации / Ю.А. Цветков // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2014. № 1. С. 114–118.
5. Яковлева И.В. Патриотизм, гражданственность, достоинство как аксиологические основы института образования / И.В. Яковлева // Философия образования. 2019. № 1. С. 41–57.

Остальные статьи