Дата публикации: 23.05.2024

Некоторые вопросы защиты деловой репутации юридического лица в условиях развития цифровых технологий

Аннотация

Современные правоотношения подвержены значительной трансформации. Цифровые технологии сегодня получают колоссальное развитие, влияя на все сферы жизнедеятельности. Особенно цифровизация сказывается на процессах передачи, обработки и хранения информации, которая имеет большое значение в гражданском обороте и отражается на бизнес-процессах. Открытость и масштабность распространения информации имеют непосредственное влияние и на деловую репутацию юридического лица. Целью данного исследования является рассмотрение ряда вопросов, связанных с реализацией права на защиту деловой репутации в век прогрессивного развития цифровых технологий. Выявление ключевых проблем защиты деловой репутации необходимо для анализа и поиска эффективного механизма правового регулирования, а также для понимания особенностей эволюции данного института под влиянием цифровизации.




В век прогрессивного развития цифровых технологий, Интернета и социальных сетей информация становится основным ресурсом, который влияет на успешность и конкурентноспособность лиц в предпринимательских отношениях. С точки зрения бизнеса цифровизация — это процесс использования цифровых технологий и информации для трансформации бизнес-операций. Поскольку цифровые технологии — это широкое понятие, включающее все технологии, позволяющие создавать, хранить, обрабатывать и распространять данные в электронном виде с использованием компьютера и компьютерных сетей, любая информация о деятельности юридического лица, которая распространяется с помощью таковых, имеет важное значение в силу ее значительного охвата.

Большое значение в этих условиях приобретает деловая репутация, которая способствует привлечению клиентов и доверию партнеров. При этом неважна активность самого участника экономического оборота в интернет-пространстве при существующей возможности любого оставить не соответствующий действительности отзыв или распространить фейковые видео о нем или его деятельности, в связи с чем проблема защиты деловой репутации обретает новые практические очертания.

Деловая репутация как правовая категория рассматривается законодателем в качестве объекта правовой защиты в ст. 152 Гражданского кодекса РФ, где закреплено право граждан требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Причем положения данной статьи в равной степени распространяются и на юридических лиц, что говорит об универсальности трактовки данного права для всех субъектов гражданских правоотношений.

Для рассмотрения особенностей защиты деловой репутации в современных условиях представляется верным рассмотреть прежде всего правовую сущность «деловой репутации» в отсутствие легального определения.

С точки зрения общеупотребляемого деловая репутация понимается как оценка обществом деловых, профессиональных качеств лица.

Список литературы

1. Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона / А.Л. Анисимов. Москва : Норма, 2004. 214 с.
2. Гаврилов Е.В. О новейшей практике Верховного Суда РФ по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации, опороченных в сети Интернет / Е.В. Гаврилов // Пермский юридический альманах. 2019. № 2. С. 211–217.
3. Гражданское право : учебник для студентов вузов. В 3 томах. Т. 1 / под редакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Москва : Проспект, 2005. 773 с.
4. Киракосян С.А. Деловая репутация в условиях развития цифровых технологий / С.А. Киракосян, С.С. Шевцов // Legal Bulletin. 2020. Т. 5 (2). С. 27–31.
5. Комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) / под редакцией A Н. Гусева. Москва : Инфра-М, 1999. 778 с.
6. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита / М.Н. Малеина. Москва : МЗ Пресс, 2000. 244 с.
7. Мордохов Г.Ю. Деловая репутация: генезис, определение понятия, правовое регулирование / Г.Ю. Мордохов // Право и экономика. 2017. № 8. С. 26–32.
8. Резник Г.М. Честь. Достоинство. Деловая репутация: споры с участием СМИ / Г.М. Резник, К.И. Скловский ; под общей редакцией К. И. Скловского. Москва : Статут, 2006. 270 с.
9. Gobble, M.A.M. Digital strategy and digital transformation / M.A.M. Gobble // Research-Technology Management. 2018. Vol. 61. Iss. 5. P. 66–71.

Остальные статьи