Углеродные единицы: отечественное регулирование. Часть первая
Аннотация
Работа посвящена выявлению правовой природы углеродных единиц, а также обоснованию возможности отнесения углеродных единиц к объектам частного права с целью определения оптимальной модели регулирования вопросов эмиссии и оборота углеродных единиц и квот на выбросы. Для достижения обозначенной цели первоначально предлагается провести анализ отечественного регулирования отношений по обороту углеродных единиц и квот на выбросы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 05/2024 |
Страницы | 30-42 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-5-30-42 |
Настоящее исследование подготовлено в рамках выполнения государственного задания, утвержденного Исследовательскому центру частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации
Основополагающим источником для целей телеологического толкования законодательства о снижении выбросов является Климатическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2023 г. № 812 (далее — Доктрина). Доктрина частично повторяет содержание международных конвенций и протоколов ООН, устанавливая приоритет научных знаний в области климата и смежных областях; в качестве основных принципов п. 22 Доктрины, в частности, определяет признание необходимости действий внутри страны в связи с изменением климата, а также учет негативных последствий изменения климата. Пункт 25 Доктрины устанавливает, что «политические решения в отношении климата и основанные на них правовые нормы необходимо ориентировать на интересы Российской Федерации в долгосрочной перспективе». При этом в соответствии с п. 32 Доктрины одной из задач политики в области климата является «реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат». Исходя из этой задачи п. 39 Доктрины предусматривается реализация мер, направленных на стимуляцию снижения участниками оборота «антропогенных выбросов парниковых газов» и мер по «защите и повышению качества поглотителей и накопителей парниковых газов». Следует отметить, что содержание Доктрины во многом повторяет содержание доктрины, утвержденной ранее Распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп.
Из приведенного материала следует, что целью законодательного регулирования является полное исключение антропогенного воздействия на климат путем постепенного ограничения выбросов. Прямым свидетельством этого является содержание Указа Президента Российской Федерации «О сокращении выбросов парниковых газов» от 30 сентября 2013 г. № 223, который устанавливает количественные параметры сокращения объема выбросов до 75% от уровня выбросов по состоянию на 1990 г.
До внедрения актуального регулирования отношений, связанных с выбросами, применялись следующие акты:
— Приказ Росгидромета от 23 марта 2001 г. № 40;