«Безденежные» государственные (муниципальные) контракты
Аннотация
В законодательстве, судебной и административной практике, научной литературе не выработано единого мнения о правомерности заключения государственных (муниципальных) контрактов с ценой ноль рублей ноль копеек («безденежных» контрактов). Автор статьи приходит к выводу о возможности их заключения по ряду оснований, в том числе в связи с отказом российского законодателя от институтов минимальной цены контракта и аномально низких заявок, а также особенностью субъектного состава государственного (муниципального) контракта (государственным (муниципальным) заказчиком выступает некоммерческая организация, которая может выступать одаряемым в договоре дарения с коммерческой организацией).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Предпринимательское право № 02/2024 |
Страницы | 77-83 |
DOI | 10.18572/1999-4788-2024-2-77-83 |
1 января 2024 г. исполнилось десять лет с момента вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также — Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ).
Как и во время действия предшественника Закона о контрактной системе —Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также — Закон № 94-ФЗ; утратил силу с 1 января 2014 г.), актуальным в судебной практике остается вопрос о правомерности заключения государственных (муниципальных) контрактов с ценой ноль рублей ноль копеек (далее также — «безденежные» контракты).
Одни суды считают, что «цена контракта ноль рублей характеризует контракт как безвозмездный и не соответствует целям и задачам размещения государственного или муниципального заказа, поскольку данное предложение не будет соразмерно тем минимальным затратам, которые фактически понесет победитель». Другие суды, напротив, считают, что заключение «безденежного» контракта по Закону № 44-ФЗ возможно. Сам же Верховный Суд РФ (ВС РФ) посчитал возможным заключение «безденежного» контракта, но лишь заключенного по результатам проведения запроса котировок.
В специальной литературе также не наблюдается единогласия по рассматриваемому вопросу. Согласно первой точке зрения, «безденежных» государственных контрактов быть не может. Согласно же второй точке зрения, это возможно, так как «российским законодательством не установлено обязательных требований к возмездности государственных и муниципальных контрактов».
Регулирующий орган в сфере закупок считает, что «безденежные» контракты заключать нельзя. Сначала Минэконмразвития (регулирующий орган до 25 апреля 2017 г.), а затем Минфин (регулирующий орган с 25 апреля 2017 г.) дали идентичные ответы по рассматриваемому вопросу — «заключение контракта с ценой, равной нулю, противоречит положениям гражданского и бюджетного законодательства»).