О национальной идее и отечественном предпринимательстве: вопросы права
Аннотация
В статье делается вывод о том, что идея солидарности, которая закреплена в 2020 г. в качестве конституционного принципа в ст. 75.1 Конституции Российской Федерации, может стать новой национальной идеей российского государства. В случае, когда возникает необходимость консолидации ресурсов государства, общества и бизнеса в рыночной экономике, национальная идея может послужить инструментом, который применяется в конкретных условиях в конкретный период для решения общественно значимой задачи. Национальная идея солидарности может способствовать гибкой адаптации ожиданий бизнеса к новым институциональным потребностям, например при проведении реформ для обеспечения экономического роста, на короткое время побудив «затянуть пояса» ради общего блага, которое напрямую затрагивает субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества в целом.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Предпринимательское право № 02/2024 |
Страницы | 54-60 |
DOI | 10.18572/1999-4788-2024-2-54-60 |
Предпринимательство — активная движущая сила любого государства, основа его экономического роста. Субъекты предпринимательства в рыночной экономике в основном принимают решения о направлении инвестиций в те или иные ее сферы, реализуют различные, в том числе общественно значимые проекты, выступают с инициативами, которые позволяют сделать экономические процессы более эффективными, привносят в экономику инновации. Как справедливо отмечает Е.П. Губин, государство и бизнес находятся в единой системе координат, и их противопоставление, разрыв могут привести лишь к краху экономической системы, с одной стороны, и дестабилизации государства — с другой.
В 2020 г. в качестве конституционных принципов в ст. 75.1 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) были закреплены принципы социального партнерства, экономической, политической и социальной солидарности, которые могут быть реализованы, в частности, в рамках партнерства между предпринимателями и органами власти. Солидарность интересов (именуемая в науке также сотрудничеством или содействием) является одним из старейших требований гражданского права, так как лишь немногие области частноправового регулирования не требуют солидарности (сотрудничества) своих субъектов, однако поправки, внесенные в Конституцию РФ, способствуют активизации процесса конституционализации социально-экономической сферы, которая ранее скорее была предметом регулирования гражданского права, а также подчеркивают, что солидарность как принцип касается не только частноправовых отношений, но и публично-правовых отношений, в том числе в аспекте взаимодействия государства и частного предпринимательства. Не зря в ст. 75.1 Конституции РФ, в которой упоминается об экономической солидарности, говорится также о взаимном доверии государства и общества. Как отмечает Е.П. Губин, принцип экономической солидарности следует рассматривать как всеобщий принцип, не сводящийся исключительно к справедливости, добросовестности, разумности, но сочетающийся с ними.
Представляется, что идея солидарности может стать новой национальной идеей российского государства. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ), на текущем этапе возрастающее значение солидарности и в качестве ориентира правовой политики, судебного и административного правоприменения, и в качестве основы взаимодействия институтов гражданского общества и частных лиц обусловлено, помимо прочего, встающими перед нашей страной серьезнейшими вызовами — демографическими, эпидемическими, технологическими, экологическими и в переживаемых обстоятельствах геополитическими.