Толкование категорий «публичный порядок» и «публичный элемент» в третейском разбирательстве
Аннотация
В статье исследуются публичный порядок и публичные элементы, их понимание, соотношение и применение в третейском разбирательстве. Авторы приходят к выводу о целесообразности осмотрительного применения категорий публичного элемента и публичного порядка.
Тип | Статья |
Издание | Предпринимательское право № 02/2024 |
Страницы | 31-39 |
DOI | 10.18572/1999-4788-2024-2-31-39 |
Концепция публичного порядка. К безусловным основаниям отмены решения третейского суда либо отказа в выдаче исполнительного листа, применяемым как по инициативе стороны, так и по инициативе суда, в соответствии с ч. 4 ст. 233, п. 2 ч. 4 ст. 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) относятся: 1) невозможность спора быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законодательством (неарбитрабельность) ; 2) противоречие решения третейского суда публичному порядку.
Концепция неарбитрабельности споров лишь в определенной части является составным звеном публичного порядка . Это не исключает случаев признания решения по арбитрабельному спору как противоречащего публичному порядку . Во втором случае противоречие публичном порядку является средством последующего контроля результатов рассмотрения спора в порядке третейского разбирательства. Противоречие публичному порядку является исключительным основанием отмены решения или отказа от приведения в исполнение решения третейского суда и не может подменять специальные основания, предусмотренные нормами АПК РФ.
Публичный порядок охраняет наиболее значимые публичные интересы. Как отметил М.И. Брун, «публичный порядок есть не что иное, как воля самого законодателя». Под публичным порядком понимаются фундаментальные правовые начала (принципы), которые обладают высшей императивностью, универсальностью, особой общественной и публичной значимостью, составляют основу построения экономической, политической, правовой системы государства.
Публичный порядок формируется положениями Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ), прежде всего относящимися к правам и свободам человека и гражданина и к основам конституционного строя. В частности, к ним относятся признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, гарантированность государственной защиты прав и свобод, верховенство и прямое действие Конституции РФ. Для отказа в исполнении решения третейского суда государственный суд должен установить нарушение фундаментальных принципов, которое может причинить ущерб суверенитету или безопасности государства, затрагивать интересы больших социальных групп либо нарушать конституционные права и свободы.
Соблюдение публичного порядка в рамках третейского разбирательства предполагает соблюдение как основополагающих процессуальных принципов, так и фундаментальных материальных гражданско-правовых принципов. Прежде всего, таких как добросовестность, разумность и справедливость, равенство участников, автономия воли, неприкосновенность собственности, свобода договора, невмешательство в частные дела, свободное осуществление гражданских прав, восстановление нарушенных прав, их судебная защита.