Дата публикации: 16.05.2024

Перспективы создания универсального IТ-аутсорсера на рынке банковских услуг и проблемы формирования его уставного капитала

Аннотация

В статье автор обращается к анализу концепции правовой модели универсального IT-аутсорсера на рынке банковских услуг с подробным анализом способов формирования уставного капитала такой интегрированной компании. Отдельное внимание уделено преимуществам и недостаткам участия Банка России, кредитных организаций, разработчиков банковского ПО или иных субъектов рынка IT-аутсорсинга, а также ассоциаций (союзов) в уставном капитале универсального IT-аутсорсера.




Введение. В течение нескольких десятилетий на рынке банковских услуг обсуждается проблема IТ-аутсорсинга. Однако в сферу законодательных инициатив данный вопрос вышел только в последние годы. Помимо стратегических и программных документов, разработанных в течение последних нескольких лет европейским регулятором (далее — Руководство ЕВА по аутсорсингу) и Банком России (далее — Доклад Банка России), в Государственную Думу РФ в 2023 году внесен и находится на рассмотрении Законопроект № 404786-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования правовых основ для аутсорсинга информационных технологий и использования облачных услуг финансовыми организациями) (далее — Законопроект об IT-аутсорсинге). Можно заметить, что данный законопроект продвигается достаточно медленно, ведь в банковском сообществе, а также среди технологических компаний, обслуживающих в качестве IТ-аутсорсеров данный рынок, отсутствует единая позиция как по вопросу о том, какие услуги должны относиться к IT-аутсорсингу, а также на каких поставщиков услуг должно быть распространено действие будущего закона. Остается также открытым и вопрос о возможности создания на рынке банковских услуг универсального IT-аутсорсера, который бы соединял предоставление банкам целого спектра различных услуг.

При этом если в отношении действующих на рынке поставщиков различных IT-услуг особые требования по минимизации рисков в корпоративной сфере не предусмотрены, то при создании правовой модели универсального IT-аутсорсера данным требованиям должно быть уделено особое внимание. Одним из таких ключевых вопросов является поиск оптимальной модели формирования уставного капитала универсального IT-аутсорсера. Поскольку такая модель должна служить минимизации рисков IT-аутсорсинга, таких как системный риск, риск потери финансовой устойчивости, репутационный, правовой и другие виды рисков, целесообразно рассмотреть различные варианты участия ключевых субъектов рынка IT-аутсорсинга на банковском рынке в уставном капитале такого универсального IT-аутсорсера.

Участие Банка России в уставном капитале универсального IT-аутсорсера. Возможности участия Банка России в уставных капиталах организаций ограничены его особым правовым статусом и вытекающими из него требованиями Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России).

Согласно ст. 8 Закона о Банке России он не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. При этом законодатель, очевидно, расширительно трактует данную норму. Так, в ст. 189.57-1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) отдельно указывается, что ст. 8 Закона о Банке России не распространяется на участие в капитале общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» (далее — ООО УК «ФКБС»). Тем не менее данная организация не является кредитной, и при буквальном толковании требования п. 1 ст. 8 Закона о Банке России на нее не должны были распространяться. К тому же, согласно ст. 76.10 Закона о Банке России, в целях осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций, мероприятий по предупреждению банкротства страховых организаций или негосударственных пенсионных фондов Банк России вправе в качестве единственного участника учредить общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора», действующее в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с особенностями, установленными Законом о Банке России и Законом о банкротстве.

Список литературы

1. Тарасенко О.А. Предпринимательская активность Банка России / О.А. Тарасенко // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 6. С. 73–83.
2. Чуб А. Правовые инициативы страховщиков / А. Чуб // Современные страховые технологии. 2021. № 3. С. 70–77.
3. Шиткина И. Вклады в имущество хозяйственного общества: вопросы квалификации и практического применения / И. Шиткина // Хозяйство и право. 2017. № 10. С. 22–41.

Остальные статьи