Проблема распоряжения супругами имуществом на случай смерти путем совершения сделок
Аннотация
В настоящей статье осуществляется попытка изучения сделочных оснований распоряжения супругами имуществом на случай смерти в отечественном правопорядке. Ставится задача анализа новелл в области наследственного права, с учетом особого субъектного состава на стороне наследодателя. В исследовании большое внимание уделяется взаимосвязи новых институтов и уже существующих распоряжений на случай смерти, их частноправовому регулированию, пробелам в законодательстве, а также рекомендуемым способам их восполнения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Наследственное право № 02/2024 |
Страницы | 8-11 |
DOI | 10.18572/2072-4179-2024-2-8-11 |
Проблемы, касающиеся сделочных оснований распоряжения супругами имуществом на случай смерти, на первый взгляд, не носят столь острый характер. Однако при более пристальном изучении данного вопроса можно выделить ряд актуальных на сегодняшний день вопросов, требующих детального анализа и разрешения.
В настоящее время круг наследственных распоряжений расширен, что стало итогом развития в России рыночных отношений и изменения состава наследственной массы граждан, создавших запрос на более гибкое законодательное регулирование наследственных отношений, предоставляющего гражданам большую свободу в выборе способа распоряжения своим имуществом на случай смерти.
Долгие дискуссии по поводу расширения перечня форм распоряжения имуществом на случай смерти привели к появлению в российском законодательстве новых оснований наследования, а именно совместного завещания супругов, наследственных договоров благодаря вступившему в силу с 1 июня 2019 г. Федеральному закону от 19 июля 2018 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 217-ФЗ), регламентирующему совершение совместных завещаний и заключение наследственных договоров, а также возможности учреждения наследственных фондов посредством завещания благодаря вступлению в силу 1 сентября 2018 г. Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 259-ФЗ), регламентирующего организацию и деятельность посмертных фондов, а также личных фондов благодаря вступлению в силу 1 марта 2022 г. Федерального закона от 1 июля 2021 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации». Эти институты появились благодаря актам толкования правовых норм, зарубежной практике и развитию доктринальной системы источников.
В этой связи необходимо указать на следующие дискуссионные вопросы в доктрине и практике. Совместные завещания отнесены законодателем к односторонним сделкам – завещаниям, хотя из их обозначения такой вывод однозначно не следует. Представляется, что такие распоряжения нужно рассматривать в качестве особого рода сделок как оснований возникновения наследования ввиду фактического наличия на стороне наследодателя двух субъектов – супругов, но юридически одного субъекта права, представляющего одну согласованную волю.
Совместные завещания имеют особую правовую природу. Они основаны на договоренности между физическими лицами, супругами относительно судьбы их совместного имущества или относительно совершения определенных действий наследниками. Несмотря на то, что на стороне наследодателя выступают два супруга, их воля рассматривается как единая, что свидетельствует о регламентации данной сделки в качестве односторонней.