Дата публикации: 25.04.2024

Право на обязательную долю в наследстве и проблемы его реализации в современной России

Аннотация

В статье исследуются проблемы законодательного закрепления и практической реализации права несовершеннолетних и нетрудоспособных лиц на обязательную долю при наследовании по завещанию и по наследственному договору, основанного на конституционном положении о Российской Федерации как социальном государстве. Обращено внимание на соотношение права на обязательную долю и действия наследственного договора как самостоятельного основания наследования. Обоснована необходимость совершенствования наследственного законодательства, прежде всего, его направленности на защиту прав социально уязвимых лиц в современной России.




Действующая Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию как правовое государство (ст. 1), в ст. 2, а также в главе 2 излагает как общую идею правового государства, заключающуюся в том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства», а также перечисляет основные права и свободы, в том числе право частной собственности, на которой и основано наследственное право и наследственное правопреемство, что закреплено специальным положением о том, что «право наследования гарантируется» (ст. 35).

Из буквального смысла ст. 1 ГК РФ следует, что идеи правового государства положены в основу общих начал гражданского законодательства, являющихся одновременно принципами гражданского права. Применительно к наследственному праву это, прежде всего, принцип неприкосновенности собственности и свободы договора. На этих принципах основаны такие отраслевые принципы наследственного права, как принцип свободы завещания и свободы наследственного договора.

В то же время в соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В развитие данного положения в ст. 7 Конституции РФ предусматривается государственная поддержка, прежде всего, социально уязвимых групп населения: несовершеннолетние, инвалиды, лица пожилого возраста и т.п.

Оба конституционных положения – о правовом и о социальном государстве – входят в состав основ конституционного строя, а потому в равной степени должны быть закреплены во всех отраслях российского законодательства. Взаимосвязь указанных положений состоит во взаимном ограничении их действия. В частности, «ограничителем» действия принципов свободы завещания и свободы договора применительно к наследственному праву является право определенного круга несовершеннолетних и нетрудоспособных лиц на обязательную долю. При этом не имеет значения, возникло это право до или после составления завещания или наследственного договора, при жизни или после смерти наследодателя. Этот фактор, хотя и в малой степени, всё же способствует реализации в правовом институте наследования по завещанию, включая наследственный договор, идеи социального государства, поскольку основным признаком отнесения определенных лиц к числу имеющих право на обязательную долю является их несовершеннолетие или нетрудоспособность по возрасту либо в связи с инвалидностью. В настоящее время право этих лиц на достойную жизнь закреплено на уровне международных конвенций. Хотя нормы, устанавливающие право на обязательную долю, в действующем ГК РФ относятся к институту наследования по закону (ст. 1149 ГК РФ), они органически связаны с наследованием по завещанию, что убедительно доказала реформа наследственного законодательства последних лет. Думается, что более логичным было размещение этой нормы в ГК РСФСР 1964 г. среди норм о наследовании по завещанию (ст. 534). Нельзя умолчать о том, что постепенно на это право несовершеннолетних и нетрудоспособных лиц, которые, как правило, при жизни наследодателя находились на его иждивении, как говорится, «медленно, но верно» идет «наступление», т.е. размер доли постепенно уменьшается. Если в ГК РСФСР 1922 г. ее размер был равен не менее 3/4 той доли, которая причиталась бы данному необходимому наследнику при наследовании по закону, в соответствии со ст. 534 ГК РСФСР 1964 г. размер обязательной доли составлял не менее 2/3 того, что причиталось бы управомоченному лицу при наследовании по закону, то в настоящее время он понижен до 1/2, причем, как уже ранее отмечалось в юридической печати, закон не дает стопроцентных гарантий ее получения.

Список литературы

1. Гончаренко А.А. Наследственные фонды – альтернатива трастам в России? / А.А. Гончаренко // Закон. 2018. № 9. С. 32–33.
2. Казанцева А.Е. Наследственный договор / А.Е. Казанцева // Наследственное право. 2019. № 3. С. 20–23.
3. Крашенинников П.В. Наследственное право (включая наследственные фонды, наследственный договор и совместные завещания супругов) : учебное пособие / П.В. Крашенинников. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Статут, 2019. 302 с.
4. Рабец А.М. Проблемы реализации права несовершеннолетнего на достойную жизнь по действующему наследственному законодательству РФ / А.М. Рабец // Наследственное право. 2019. № 1. С. 37–41.
5. Расторгуева А.А. Раздел имущества между супругами и наследниками: правовые аспекты / А.А. Расторгуева. Москва : Редакция Российской газеты, 2019. 143 с.
6. Сауткина С.А. Наследственный фонд: проблемы законодательного регулирования в контексте обеспечения прав правопреемников / Е.А. Сауткина // Наследственное право. 2019. № 4. С. 14–16.

Остальные статьи