К вопросу о реализации принципов контрактной системы: современный взгляд
Аннотация
Современное развитие Российской Федерации характеризуется поиском баланса между эффективным функционированием и оптимизацией затрат на реализацию функций, возложенных на публично-правовые образования. Одним из инструментов достижения такого баланса выступает реализация принципов контрактной системы, обеспечивающей удовлетворение государственных и муниципальных нужд, которая сопряжена с проблемами, обусловленными как несовершенством правовых норм, так и динамикой социально-экономического развития. В целях совершенствования применения норм, закрепляющих принципы контрактной системы, в статье проведен анализ отдельных базовых идей госзакупок, который продемонстрировал сложности реализации законодательных установок. Исследование позволило сформулировать вывод о необходимости внесения изменений в отдельные нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закрепляющие принципы контрактной системы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Безопасность бизнеса № 02/2024 |
Страницы | 15-20 |
DOI | 10.18572/2072-3644-2024-2-15-20 |
Десятилетняя история применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) продемонстрировала дискуссионность включенных в него положений, порождающую проблемы их практического применения, следствием которых является высокий уровень нарушений в области госзакупок. Это подтверждается данными Федеральной антимонопольной службы, которая за первое полугодие 2023 г. зафиксировала рост на 45% числа жалоб по сравнению с первым полугодием 2022 г., а также рост на 43% числа обоснованных жалоб. Наметившаяся в 1-м квартале 2024 г. тенденция по снижению числа жалоб обусловлена лишь тем, что изменились специальные требования к заявителям.
Следует обратить внимание, что проблемы, порождаемые сложностью законодательных формулировок, их несоответствием условиям процесса закупок, зачастую разрешаются посредством формирования практики их применения, которая способна выработать наиболее удобные и адекватные пути функционирования для субъектов закупочной деятельности.
Более того, несмотря на усилия, прилагаемые законодателем для совершенствования правовой регламентации отношений в области закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отдельные общественные отношения в сфере закупок требуют регулирования нормами, посвященными принципам контрактной системы.
Закрепленные в ст. 6–12 Закона № 44-ФЗ принципы контрактной системы остаются наиболее стабильными положениями указанного нормативного правового акта, не подвергающимися постоянной трансформации. Однако процесс их реализации на практике испытывает на себе влияние изменения социально-экономических условий развития государства и целей, которые такой процесс преследует.
Так, в ст. 8 Закона о контрактной системе нашел свое отражение принцип обеспечения конкуренции в сфере закупок, являющийся логичным следствием закрепленного в ст. 8 Конституции РФ положения о поддержке в Российской Федерации конкуренции. В самом общем смысле конкуренция в рамках госзакупок обеспечивается нормой о том, что любое лицо при соблюдении установленных законодательных требований может принять участие в закупочных процедурах в качестве поставщика. Более того, Закон № 44-ФЗ запрещает необоснованное ограничение числа участников закупки, на что обращается внимание и актами органов правосудия.