Санкции и их влияние на отечественный бизнес
Аннотация
Цель настоящего исследования состоит в отражении степени влияния односторонних мер давления, принимаемых коллективным Западом, на отечественный крупный, средний и малый бизнес, включая индивидуальных предпринимателей. В соответствии с такой целью данная статья направлена на решение следующих задач: (1) показать законный способ исключения негативного влияния санкций посредством неразмещения информации; (2) отразить предлагаемое российским правопорядком решение проблемы ухода с российского рынка иностранных компаний — производителей оборудования и материалов для ключевых отраслей экономики; (3) остановиться на основных рисках, связанных с приобретением в России импортного оборудования; (4) выявить риски отечественного бизнеса, связанные с открытием представительств за рубежом; (5) отразить особенности совершения отдельных видов сделок отечественными компаниями с участием лиц из недружественных правопорядков; (6) рассмотреть риски, связанные с выплатой дивидендов от участия в деятельности компаний из недружественных правопорядков; (7) показать особенности реализации отдельных внешнеэкономических сделок в условиях санкций. Методологическую основу исследования составляют диалектический, системный методы и метод моделирования.
Тип | Статья |
Издание | Безопасность бизнеса № 02/2024 |
Страницы | 2-8 |
DOI | 10.18572/2072-3644-2024-2-2-8 |
Законный способ исключить негативное влияние санкций посредством нераскрытия информации
В условиях санкционной войны, объявленной коллективным Западом, Россия принимает различные меры по обеспечению защиты прав и законных интересов своих хозяйствующих субъектов. В частности, юридические лица, включенные в санкционные списки Соединенных Штатов Америки, Европейского союза и иных недружественных государств и их объединений, теперь вправе не раскрывать информацию, которая имеет отношение к ним и может негативным образом отразиться на их правовом статусе. Такое послабление в отношении раскрытия информации предусмотрено рядом подзаконных актов. Это довольно широкий перечень информации, которая в обычных условиях подлежит обязательному раскрытию под гнетом возложения административной ответственности, а в условиях действия односторонних мер давления такому раскрытию не подлежит, что существенным образом нивелирует их негативное влияния как на отечественный, так и зарубежный бизнес, который тесно с ним сотрудничает. При этом отдельные представители отечественного бизнеса настаивают на необходимости введения ответственности компетентных органов власти за раскрытие такой информации в нарушение их прав и законных интересов.
Решение проблемы ухода с российского рынка иностранных компаний — производителей оборудования и материалов для ключевых отраслей экономики
Российский бизнес столкнулся с проблемами, связанными с невозможностью проведения рекондиции высокотехнологичного импортного оборудования на заводах-изготовителях, поставки запасных частей, необходимостью поиска специалистов, готовых оказывать шефмонтажные и иные услуги, связанные с установкой и обслуживанием такого оборудования, включая приборы пожарной автоматики. Это не значит, что наши предприятия, которые работали на оборудовании зарубежного производства, столкнулись с непреодолимыми препятствиями, связанными с необходимостью проведения рекондиции, обслуживания и замены данного оборудования. К примеру, по уже ввезенному оборудованию проблем с облуживанием быть не должно, потому что вся техническая документация для цели эксплуатации на территории Российской Федерации ввозилась с переводом на русский язык на бумажном и электронном носителях. Вне зависимости от выбранного сторонами базиса поставки по соответствующему выпуску Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс» и применимого сторонами права (ст. 1210–1211 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ) такая поставка считается некомплектной, если в нее не включена данная документация, без которой ни ввести, ни в дальнейшем использовать данное оборудование по назначению невозможно. Если она утрачена, ее можно восстановить по аналогии с порядком, предусмотренным Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением». Это значит, что сейчас любое лицо, которое имеет необходимые компетенции и вправе заниматься такой деятельностью, может заменить изготовителя этого дорогостоящего оборудования в части обслуживания соответствующих приборов пожарной автоматики на основе имеющихся либо восстановленных документов.