Упорство в истине: индийский путь к независимости
Аннотация
В статье на основе работ М. Ганди раскрываются выделенные им ключевые условия обретения независимости: сварадж (самоуправление), свадеши (самообеспечение) и сатьяграха (гражданское неповиновение и несотрудничество как способ ненасильственной политической борьбы).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 05/2024 |
Страницы | 43-47 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-5-43-47 |
Вопросы, связанные с обретением государственности и независимости, почти всегда являются источником конфликта. Довольно часто такого рода конфликты разрешаются с помощью жесткой силы, т.е. путем применения военного и экономического принуждения. Иной путь решения предложил индийский философ и духовный лидер М. Ганди, который в период антиколониальной борьбы сформулировал доктрину ненасильственной борьбы за независимость. Эта доктрина включала в себя три обязательных условия: сварадж, свадеши и сатьяграха. При этом победа, по мнению автора, могла быть достигнута только при соблюдении всех обозначенных условий.
М. Ганди неоднократно говорил о том, что для победы прежде всего необходимо «внедрить идею в умы людей». Такой идеей, способной стать катализатором независимости государства, был сварадж, т.е. индийское самоуправление.
Обычно, говоря о самоуправлении, подразумевают систему местных органов власти, наиболее приближенных к населению и обеспечивающих удовлетворение основных общественных потребностей.
Под свараджем понимают политическую децентрализацию и управление не с помощью правительства, а посредством членов общества и общественных собраний. Между тем сварадж не сводился только лишь к деятельности общественных собраний. Напротив, М. Ганди писал: «Но если мы ограничим нашу деятельность, направленную на завоевание самоуправления, тем, что только будем устраивать собрания, то мы, пожалуй, только нанесем ущерб нации. Собрания и речи уместны в свое время, но они еще не создают нации. В нации, охваченной стремлением к самоуправлению, должно наблюдаться пробуждение во всех областях жизни».
М. Ганди четко отличал чужое правление от самоуправления, учитывающего местные особенности и даже опирающегося на них. Он понимал, что если механически наделить всей полнотой власти не британское правительство, а местное индийское, то создастся лишь видимость изменений. Этим предопределялась критика идеи сохранения в Индии «английской модели правления без англичан»: «Вы хотите тигриную природу, но не тигра, то есть вы хотите сделать Индию английской. …Это не тот сварадж, которого хочу я».