Правовое обеспечение национальных интересов России в государственной кадровой политике XVII–XIX вв.
Аннотация
В статье исследуется правовое регулирование ценностных приоритетов, составляющих суть национальных интересов России, через направления государственной кадровой политики XVII–XIX вв. Сделан вывод о влиянии традиционных нравственных ценностей на их содержание.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 05/2024 |
Страницы | 19-23 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-5-19-23 |
Актуальной национальной задачей для органов публичной власти и общественно-политических сил России нормативно провозглашается аналитическая и практическая деятельность, связанная с осмыслением опыта формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в целях укрепления и сохранения которых государственные реформы должны проводиться с учетом исторических традиций. Кроме того, категория «укрепление традиционных ценностей» включена недавними указами Президента РФ в перечень национальных интересов страны наряду с такими социально-правовыми ориентирами, как «развитие человеческого потенциала, соблюдение законности, искоренение коррупции, сохранение исторического наследия». Национальные интересы являются отражением объективных, целесообразных общественно-политических потребностей и ценностей в конкретный исторический период, они связываются публичными и частными устремлениями, согласуются между собой и обеспечиваются наличием действенных институтов их правовой защиты.
В рамках решения приоритетных государственных задач, составляющих содержание национальных интересов, требуется устойчивая система кадрового обеспечения в виде мер контрольно-профилактического, воспитательного, просветительского и управленческого характера, выступающая в том числе как элемент механизма национальной безопасности. В этой связи для понимания степени эффективности правовых средств по реализации национальных интересов необходимо провести историко-правовой анализ формирования административно-кадровых отношений, в которых проявились намерения верховной власти наполнить их смыслом традиционных нравственных ценностей и политической самобытности.
За период XVII–XIX веков в России сложилась центральная и местная власть во главе с монархом; были регламентированы основы служебной деятельности и подбора административных кадров (Акт об отмене местничества 1682 г., Табель о рангах 1722 г., Устав о службе гражданской 1832 г. и др.). Точное соблюдение профессиональных обязанностей, служебной дисциплины, норм этического поведения — требования к кадровому составу государственного аппарата, которые законодатель связывал с укреплением авторитета и законности верховной власти. Достоинство самодержавия наряду с отечественными ценностями (религия, патриархальная семья, общинность, местные традиции) составляло истоки национального правопорядка и общественной нравственности.
В период конфликтов и ценностных кризисов закрепление и реализация основополагающих национальных интересов приобретает особую идейную значимость. Когда в начале XVII в. в экстремальных обстоятельствах смуты и пошатнувшегося правительственного влияния московское боярство и служилые люди обратились с призванием на русский престол польского принца, «они искали государя, который правил бы с ними и через них, не понижал бы без вины великих чинов людей, а меньших повышал по заслугам», тем самым надеясь «связать его условиями, которые обеспечивали бы национальный характер его правления, основанный на традиционном укладе государственного быта».