О совершенствовании налогового стимулирования радиоэлектронной промышленности (часть 2)
Аннотация
В статье предлагаются адресные налоговые льготы для субъектов радиоэлектронной промышленности в зависимости от их размеров. Проводится оценка фискального эффекта от предложений по развитию налога на добавленную стоимость. В завершающей части исследования автор предлагает методику трансформации системы налогообложения на этапах жизненного цикла изделия в критически значимых, базовых несырьевых отраслях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Налоги № 02/2024 |
Страницы | 33-38 |
DOI | 10.18572/1999-4796-2024-2-33-38 |
Введение. Радиоэлектронная промышленность является драйвером развития национальной промышленности, так как она обеспечивает высокотехнологичными средствами производства другие отрасли: (1) авиастроение, станкостроение — определенные как стратегические для Российской Федерации; (2) автомобилестроение, сельхозмашиностроение — способствующие развитию иных секторов и видов экономической деятельности. Проблемы импортозамещения в отрасли, проявившиеся ярко еще в 2012 г., в наибольшей степени осложнились с введением беспрецедентного количества санкций против крупнейших производителей радиоэлектроники в 2022 г. («Аквариус», Yadro, «Байкал Электроникс», МЦСТ, НПЦ «Элвис» и другие). Указанные обстоятельства привели к необходимости расширения пакета мер государственной поддержки отрасли, одним из которых является налоговое стимулирование. В рамках настоящей статьи предложены механизмы налогообложения, способствующие развитию радиоэлектронной промышленности.
Развитие действующих инструментов налогового стимулирования радиоэлектроники. На повышение спроса на отечественные продукты и стимулирование их массового производства (выпуска) существенное влияние оказывает не только налог на прибыль организаций, но и налог на добавленную стоимость. В связи с этим считаем целесообразным установить пониженную ставку НДС в размере 0% на отдельные виды товаров радиоэлектронной промышленности, являющиеся приоритетными для Российской Федерации. Мы намеренно заменили освобождение от НДС (действующее, например, для ИТ-компаний) на нулевую ставку, так как это позволит производителям электроники и радиоэлектроники получать налоговые вычеты по НДС и возмещать их из бюджета (таким образом, в НДС реализуется стимулирующий механизм «налоговой субсидии» отрасли, аналогичный «обратному вычету» по акцизам). В качестве перечня товаров, попадающих под нулевую ставку, предложено использовать Постановление Правительства РФ от 22 июля 2022 г. № 1310 «Об утверждении перечня электронной (радиоэлектронной) продукции для целей применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и тарифов страховых взносов». При этом важно учитывать, что для успешного расширения отечественной продукции и выхода ее на международный рынок наиболее оптимальным представляется государственное инвестирование и стимулирование 15–20 крупных серийных производств. Для обоснования критерия размера выручки была проанализирована база предприятий по ОКВЭД 26 «Производство компьютеров, электронных и оптических изделий» и 27 «Производство электрического оборудования».
По данным системы СПАРК-Интерфакс, выделено 9479 действующих компаний с ненулевыми выручкой и численностью сотрудников в 2021 г., из которых 2368 являются микропредприятиями, применяющими УСН. Детальный анализ выручки показал, что первая двадцатка предприятий, занимающихся производством электронного оборудования, электронной и радиоаппаратуры и т.д. (без учета бытовых электроприборов), получает выручку не менее 5 млрд руб. в год. Однако первая десятка производителей электронных плат получает гораздо меньшую выручку, не менее 0,5 млрд руб. в год. Суммарно компании с ОКВЭД 26 и 27 уплатили около 15,8 млрд руб. НДС в 2021 г., при этом далеко не все из них производят продукцию по перечню Правительства. Таким образом, максимальный объем потерь от нулевой ставки для представителей отрасли составит порядка 0,2% доходов от НДС за 2021 г.