Дата публикации: 08.05.2024

О совершенствовании налогового стимулирования радиоэлектронной промышленности (часть 2)

Аннотация

В статье предлагаются адресные налоговые льготы для субъектов радиоэлектронной промышленности в зависимости от их размеров. Проводится оценка фискального эффекта от предложений по развитию налога на добавленную стоимость. В завершающей части исследования автор предлагает методику трансформации системы налогообложения на этапах жизненного цикла изделия в критически значимых, базовых несырьевых отраслях.




Введение. Радиоэлектронная промышленность является драйвером развития национальной промышленности, так как она обеспечивает высокотехнологичными средствами производства другие отрасли: (1) авиастроение, станкостроение — определенные как стратегические для Российской Федерации; (2) автомобилестроение, сельхозмашиностроение — способствующие развитию иных секторов и видов экономической деятельности. Проблемы импортозамещения в отрасли, проявившиеся ярко еще в 2012 г., в наибольшей степени осложнились с введением беспрецедентного количества санкций против крупнейших производителей радиоэлектроники в 2022 г. («Аквариус», Yadro, «Байкал Электроникс», МЦСТ, НПЦ «Элвис» и другие). Указанные обстоятельства привели к необходимости расширения пакета мер государственной поддержки отрасли, одним из которых является налоговое стимулирование. В рамках настоящей статьи предложены механизмы налогообложения, способствующие развитию радиоэлектронной промышленности.

Развитие действующих инструментов налогового стимулирования радиоэлектроники. На повышение спроса на отечественные продукты и стимулирование их массового производства (выпуска) существенное влияние оказывает не только налог на прибыль организаций, но и налог на добавленную стоимость. В связи с этим считаем целесообразным установить пониженную ставку НДС в размере 0% на отдельные виды товаров радиоэлектронной промышленности, являющиеся приоритетными для Российской Федерации. Мы намеренно заменили освобождение от НДС (действующее, например, для ИТ-компаний) на нулевую ставку, так как это позволит производителям электроники и радиоэлектроники получать налоговые вычеты по НДС и возмещать их из бюджета (таким образом, в НДС реализуется стимулирующий механизм «налоговой субсидии» отрасли, аналогичный «обратному вычету» по акцизам). В качестве перечня товаров, попадающих под нулевую ставку, предложено использовать Постановление Правительства РФ от 22 июля 2022 г. № 1310 «Об утверждении перечня электронной (радиоэлектронной) продукции для целей применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций и тарифов страховых взносов». При этом важно учитывать, что для успешного расширения отечественной продукции и выхода ее на международный рынок наиболее оптимальным представляется государственное инвестирование и стимулирование 15–20 крупных серийных производств. Для обоснования критерия размера выручки была проанализирована база предприятий по ОКВЭД 26 «Производство компьютеров, электронных и оптических изделий» и 27 «Производство электрического оборудования».

По данным системы СПАРК-Интерфакс, выделено 9479 действующих компаний с ненулевыми выручкой и численностью сотрудников в 2021 г., из которых 2368 являются микропредприятиями, применяющими УСН. Детальный анализ выручки показал, что первая двадцатка предприятий, занимающихся производством электронного оборудования, электронной и радиоаппаратуры и т.д. (без учета бытовых электроприборов), получает выручку не менее 5 млрд руб. в год. Однако первая десятка производителей электронных плат получает гораздо меньшую выручку, не менее 0,5 млрд руб. в год. Суммарно компании с ОКВЭД 26 и 27 уплатили около 15,8 млрд руб. НДС в 2021 г., при этом далеко не все из них производят продукцию по перечню Правительства. Таким образом, максимальный объем потерь от нулевой ставки для представителей отрасли составит порядка 0,2% доходов от НДС за 2021 г.

Список литературы

1. Байгулов Р.М. Совершенствования системы тарифов преференции ЕАЭС / Р.М. Байгулов, Д.А. Шибанов // Вестник МГЭИ (on line). 2022. № 4. С. 23–47.
2. Брыкин А. Причины системных проблем в развитии радиоэлектронной и электронной промышленности России. Часть 4. Конец 1970-х — начало 2000-х годов / А. Брыкин // Электроника: Наука, технология, бизнес. 2021. № 7 (208). С. 82–94.
3. Гомон И.В. Влияние таможенно-тарифного регулирования на динамику импорта РФ / И.В. Гомон, А.М. Выродова, М.В. Козачек // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 5–1 (75). С. 144–150.
4. Зырянов Д.А. Цифровые двойники в управление жизненным циклом изделий и технологий / Д.А. Зырянов, Е.М. Бадика, С.Г. Бабчинецкий // Chronos. 2022. Т. 7. № 6 (68). С. 28–33.
5. Костин А.А. Проблемные аспекты применения инструментария налогово-таможенного регулирования в современных условиях / А.А. Костин // Проблемы экономики и юридической практики. 2021. Т. 17. № 6. С. 231–238.
6. Логвин А.В. Влияние импортозамещения и импортонезависимости в радиоэлектронной промышленности / А.В. Логвин, В.Н. Сонин, К.А. Самаров, М.В. Барминов // Вестник науки и образования. 2021. № 14–1 (117). С. 36–42.
7. Мороз В.Д. Оценка обоснованности НИОКР, проводимых в интересах импортозамещения в области систем связи и радиоэлектроники / В.Д. Мороз, И.А. Продченко // Электросвязь. 2018. № 7. С. 62–67.
8. Петров Н. Радиоэлектроника — начало всех начал / Н. Петров // Стандарты и качество. 2015. № 9. С. 80–83.
9. Тихонова А.В. Экономические эффекты изменения ставок НДС в России / А.В. Тихонова, В.Н. Засько // Налоги и налогообложение. 2023. № 4. С. 39–53. DOI: 10.7256/2454-065X.2023.4.43537

Остальные статьи